УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАОУ СОШ № 27 от 29.12.17 № 186 . Положение о самообследовании МАОУ СОШ № 27 Рассмотрено на заседании Педагогического совета протокол от 29.12.17 № 5 . г. Таганрог 1. Общие положения 1.1. Положение о самообследовании муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 27 (далее положение) устанавливает порядок и содержание процедуры самообследования в образовательной организации (далее - школа) в базовой школе. 1.2. Процедуру самообследования школы регулируют следующие нормативные документы: - Федеральный закон от 29.12.2012г. №273 – ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (ст.28, ст.29); - приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013г. г. N462 "Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией", зарегистрированного в Минюсте РФ 27 июня 2013 г.; - приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 N 1324 "Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию", зарегистрированным в Минюсте России 28.01.2014 N 31135; - Методические рекомендации по расчету показателей независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утв. Министерством образования и науки Российской Федерации 15.09.2016 № АП-87/02вн); - правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 582; - приказ Минобразования РФ от 14 декабря 2017 года № 1218 « О внесении изменений в порядок проведения самообследования образовательной организации, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 462». 1.3. На локальном уровне процедуру проведения самообследования определяют: - настоящее положение; - приказ директора школы о проведении самообследования, составе комиссии о проведении самообследования, составе рабочей группы по подготовке материалов для отчёта по самооследованию; - приказ директора школы об утверждении отчета о самообследовании, согласованного с управляющим советом. Целями проведения самообследования является обеспечение доступности и открытости информации о деятельности школы, а также подготовка отчета о результатах самообследования. 1.4. Задачи самообследования: 1) установление степени проявления измеряемых качеств у объектов изучения и оценивания (самооценивания); 2) выявление наличия или отсутствия динамики образовательной системы школы 2 в целом (или отдельных ее компонентов); 3) создание целостной системы оценочных характеристик педагогических процессов; 4) выявление положительных тенденций в объектах изучения и оценивания (самооценивания), в образовательной системе школы в целом, резервов ее развития; 5) установление причин возникновения и путей решения, выявленных в ходе изучения и оценивания (самооценивания) проблем; 6) составление (или опровержение) прогнозов изменений, связанных с объектами оценивания (самооценивания) или действиями, относящимися к ним. 1.5. Функциями самообследования являются: оценочная, диагностическая, прогностическая. Методика самообследования предполагает использование комплекса разнообразных методов: - пассивные (наблюдение, количественный и качественный анализ продуктов деятельности и т.п.); - активные (мониторинг, анкетирование, собеседование, тестирование, социологический опрос). 1.6. Обобщенные оценки, отдельные данные, представленные в отчёте, должны служить основанием для принятия управленческих решений по повышению качества образования и корректировки стратегии развития школы. 1.7. Информация, содержащаяся в ежегодном аналитическом отчете, должна отвечать следующим требованиям: - объективно отражать состояние, ход, направленность, основные параметры ключевых процессов; - по возможности опираться на единые количественные и качественные шкалы; - содержать описание причинно-следственных связей противоречий, путей их разрешения, полученных в результате операций анализа и синтеза. 1.8. Процедура самообследования способствует: - получению объективной информации о состоянии образовательной организации; - определению степени соответствия реальной ситуации показателям государственной аккредитации и ФГОС, образовательным целям и ожиданиям родителей и обучающихся; - рефлексивной оценке результатов деятельности педагогического коллектива, осознанию своих целей и задач и меры их достижения; - возможности заявить о своих достижениях, инновационных образовательных практиках; - выделению существующих проблемных областей, нуждающихся в улучшении; - поиску путей дальнейшего совершенствования качества образования и развития школы. 1.9. При отборе показателей для использования в ежегодном аналитическом отчете необходимо максимально опираться на уже сложившуюся базу государственной и ведомственной статистики и отчетности. 3 2. Порядок проведения самообследования 2.1. Самообследование проводится ежегодно и включает в себя следующие этапы: - планирование и подготовку работ по самообследованию; - организацию и проведение самообследования; - обобщение полученных результатов и на их основе формирования отчета; - рассмотрение и согласование отчета управляющим советом школы. 2.2. В процессе самообследования проводится оценка: - организационно - правового обеспечения образовательной деятельности; - структуры и системы управления; - содержания и качества подготовки обучающихся, - организации учебного процесса - научно - исследовательской деятельности; - востребованности выпускников; - качества кадрового, учебно-методического, информационного и библиотечного обеспечения, материально-технической базы; - функционирования внутренней оценки качества образования; - анализ показателей деятельности, установленных Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере образования. 3. Состав лиц, привлекаемых для проведения самообследования 3.1. Для проведения самообследования приказом директора создается: 3.1.1. Комиссия по проведению самообследования (далее комиссия) в составе: - председателя и заместителя председателя комиссии. Председателем комиссии является директор школы, заместителем председателя комиссии - заместитель директора - сотрудников школы; - представителей управляющего совета школы. 3.2. С целью организованного проведения самообследования члены комиссии проводят следующие подготовительные мероприятия: - определение модели самообследования, выборка критериев и показателей, определение содержания самообследования, методов сбора информации; - подбор технического обеспечения; - распределение ответственности, постановка задач, создание рабочих подгрупп; - проведение обучения, совещаний и т.п.; - подготовка бланков анкет. 4. Сроки и форма проведения самообследования 4.1. Отчетным периодом является предшествующий самообследованию календарный год. 4.2. Основной формой проведения самообследования является мониторинг 4 качества образовательной подготовки обучающих и выпускников по заявленным к государственной аккредитации образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. 4.3. Самообследование в ОО проводится ежегодно в первом квартале за прошедший календарный год. 4.4. Самообследование включает в себя следующие этапы: - Этап принятия решения о проведении самообследования - Этап планирования - Этап проведения самообследования; - Этап подготовки и утверждения отчета. 4.5. При проведении самообследования оценивается фактическое положение дел по рассматриваемым вопросам, сопоставляется с утвержденными критериальными значениями, даются предложения по повышению эффективности и оптимизации деятельности. 4.6. В период до 1 апреля члены комиссии по проведению самообследования сдают материалы самообследования (в печатном или электронном виде в формате документа Word) председателю комиссии. 4.7. В период самообследования проводится анализ материалов самообследования на заседаниях комиссии по проведению самообследования и подготавливается отчет о самообследовании школы. 4.8. Отчет оформляется в электронном виде и в бумажном варианте сотрудником, ответственным за свод и оформление результатов самообследования школы. 4.9. До 20 апреля результаты самообследования рассматриваются на педагогическом совете, согласовывается с управляющим советом школы. Отчет о результатах самообследования утверждается приказом, подписывается директором школы и заверяется печатью организации. 4.10. Отчет о результатах самообследования размещается на официальном сайте школы по адресу:(http://t27school.ru) и направляется учредителю не позднее 20 апреля текущего года. 5. Алгоритм деятельности школы по проведению самообследования на этапах подготовки, проведения, интерпретации, обработки и использования материалов самообследования 5.1. На этапе принятия решения о проведении самообследования: - проводится заседание педагогического совета, на котором принимается решение о формах и сроках проведения самообследования, происходит определение основных направлений (в соответствии с разделами Отчета по самообследованию); - издаётся приказ: о порядке, формах и сроках проведения самообследования, составе комиссии о проведении самообследования (далее - комиссия), назначении председателя и заместителя председателя комиссии. 5.2. На этапе планирования: - определяется содержание самообследования, методы сбора информации; организация технического обеспечения работы комиссии; - проведение обучающих семинаров для рабочей (их) групп. 5 - председатель комиссии проводит организационное подготовительное совещание с членами комиссии, на котором: - рассматривается и утверждается план проведения самообследования; - за членами комиссии закрепляются направления работы образовательной организации, которые подлежат изучению и оценке в процессе самообследования; - уточняются вопросы, подлежащие изучению и оценке в ходе самообследования; - дается развернутая информация о нормативно-правовой базе, используемой в ходе самообследования, о месте(ах) и времени предоставления членам комиссии необходимых документов и материалов для проведения самообследования, о контактных лицах; - определяются сроки предварительного и окончательного рассмотрения на Комиссии результатов самообследования; - определяется сотрудник, ответственный за свод и оформление результатов самообследования образовательной организации в виде отчета. 5.3. Этап проведения самообследования осуществляется в соответствии с планом его проведения, принятым решением комиссии. При проведении самообследования дается развернутая характеристика и оценка включенных в план самообследования направлений. На этом этапе осуществляется: - сбор информации через: тестирование, анкетирование, собеседование, заполнение таблиц, изучение документов; - обработка и систематизация информации; - анализ полученных данных, определение их соответствия образовательным целям и требованиям ФГОС; - выявление и формулирование проблем. 5.4. По итогам самообследования школа проводит корректирующие действия: - устранение выявленных в ходе самообследования недостатков; - формулирование целей и задач, разработка плана работы школы на следующий учебный год с учетом предложений по улучшению качества деятельности образовательной организации, зафиксированных в Отчете о самообследовании; - корректировка программы развития школы (в случае выявления в ходе самообследования «точек роста» или системных недостатков, требующих пересмотра соответствующих разделов программы развития). 6.Структура отчета 6.1. Отчет включает аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности школы. Для подготовки аналитических материалов используется динамический анализ, который позволяет отслеживать изменения, произошедшие в школе в течение 3 лет. Каждый раздел аналитической части должен содержать выводы и рекомендации по разделу 6.2. Аналитическая часть включает в себя: Раздел 1. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности: 6 - общие сведения об организации - руководящие работники общеобразовательной организации сведения об основных нормативных документах Раздел 2. Структура и система управления: - структура управления - система управления - оценка результативности и эффективности системы управления - оценка организации взаимодействия семьи и школы - анализ работы по изучению мнения участников образовательных отношений и потребителей о деятельности школы Раздел 3. Содержание и качество подготовки обучающихся: - контингент учащихся; - содержание подготовки обучающихся; - образовательная программа школы; - воспитательная работа; - дополнительное образование; - качество предметной подготовки. Раздел 4. Организация учебного процесса: - анализируются и оцениваются: - учебный план школы, его структура, характеристика, выполнение; - анализ нагрузки обучающихся; - календарный учебный график школы; - расписание образовательной деятельности - анализ формы обучения, также форм работы с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности; - соблюдение принципа преемственности обучения в классах; - деятельность по формированию положительной мотивации обучения, развитию познавательной активности и интересов обучающихся. Раздел 5. Востребованность выпускников - востребованность выпускников; - сведения о трудоустройстве и социальной адаптации выпускников. Раздел 6. Кадровое обеспечение - анализ данных о кадровом обеспечении реализации основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФГОС ООО: Раздел 7. Учебно-методическое обеспечение - анализируется и оценивается система методической работы школы Раздел 8. Библиотечно-информационное обеспечение - анализируется и оценивается обеспеченность учебно-методической и художественной литературой; Раздел 9. Материально-техническая база - анализируется соответствия материально-технической базы нормативным требованиям. Раздел 10. Внутренняя система оценки качества образования - описывается внутренняя система оценки качества образования 7 Раздел 11. Иные документы, предоставляемые школой с целью презентации успешного опыта - включает аналитический материал с целью презентации успешного опыта деятельности Общие выводы - отмечается устранение недостатков, выявленных в ходе предыдущего самообследования; - даётся анализ соответствия содержания деятельности школы целям и задачам, поставленным на текущий год Программой развития, ожидаемым результатам; - отмечается, какие меры были приняты для повышения качества деятельности школы. - представляется в обобщенном виде успешный опыт, недостатки и проблемы, выявленные в ходе настоящего самообследования и пути (способы, средства) их устранения. 7. Требования к информации, включаемой в аналитическую часть 7.1. Требования к качеству информации: - актуальность – информация должна соответствовать интересам и информационным потребностям целевых групп, способствовать принятию решений в сфере образования; - достоверность - информация должна быть точной и обоснованной. Сведения, содержащиеся в отчете, подкрепляются ссылками на источники первичной информации. Источники информации должны отвечать критерию надежности; - необходимость и достаточность - приводимые данные факты должны служить исключительно целям обоснования или иллюстрации определенных тезисов и положений отчета. Дополнительная информация может быть приведена в приложении. 7.2. Информация по каждому из разделов представляется в сжатом виде, с максимально возможным использованием количественных данных, таблиц, списков и перечней. Текстовая часть каждого из разделов должна быть минимизирована с тем, чтобы отчет в общем своем объеме был доступен для прочтения. Изложение не должно содержать в себе специальных терминов, понятных лишь для узких групп профессионалов (педагогов, экономистов, управленцев и др.). 7.3. Опубликование персонифицированной информации об участниках образовательных отношений не допускается. 8