Модель инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в МАОУ СОШ №27

Модель инклюзивного образования
детей с ограниченными возможностями
здоровья
в МАОУ СОШ №27

1.Целевой раздел
Школьная модель инклюзивного образования в МАОУ СОШ №27 (далее - Школа)
представляет собой совокупность принципов, норм, функциональных структур,
последовательных этапов деятельности, организационных условий и механизмов,
обеспечивающих создание инклюзивной образовательной среды, реализацию целей и задач
инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы.







В описании модели используются следующие понятия:
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (обучающийся с ОВЗ)
физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению
образования без создания специальных условий (ст.2 Федерального закона РФ от 29.12.2012
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся
с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
(ст.2 Федерального закона РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»).

Задачи инклюзивного образования:
 создание инклюзивной образовательной среды, способствующей гармоничному развитию детей,
имеющих разные стартовые возможности;
 формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения;
 создание условий для развития потенциальных возможностей детей с ОВЗ в совместной
деятельности со здоровыми сверстниками;
 организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса
инклюзивного образования, включающей диагностико-консультативное, коррекционноразвивающее, социально-трудовое направления деятельности, в том числе в рамках сетевого
взаимодействия с социальными партнерами;
 оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с особыми образовательными
потребностями, включение законных представителей в процесс обучения и воспитания ребенка,
формирование у них адекватного отношения к особенностям его развития, выработка
оптимальных подходов к проблемам семейного воспитания.

Образовательная среда - подсистема исторически сложившейся социокультурной
среды и одновременно как специально организованные педагогические условия, в которых
осуществляется развитие личности ребенка.

Инклюзивная образовательная среда - вид образовательной среды, как совокупности





педагогических и организационно-управленческих условий, направленных на:
включение детей с ОВЗ в образовательное пространство; обеспечениевариативности
предоставления образования детям с ОВЗ;
создание условий для социализации и трудовой занятости детей с ОВЗ;
минимизацию рисков потери качества образования для нормально развивающихся
сверстников;
формирование и развитие личности каждого из обучающихся.

Нормативными основаниями для разработки модели инклюзивного образования
являются:
 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "Об образовании в
Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)
 ФЗ-273 от 21.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 12, ст. 34, ст.42, ст. 58, ст.
55, ст. 79);
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 2.4 3648
 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,т отдыха и
оздоровления детей и молодёжи»
 Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
 Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025 “Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”;
 Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021г. № 1026 «Об утверждении федерального
образовательного стандарта начального общего образования;
 Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022г. № 286 «Об утверждении адаптированной
основной общеобразовательной программы обучения с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
 Приказ Минобрнауки России от 14 октября 2013 г. N 1145 "Об утверждении образца
свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями
здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и
среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным образовательным
программам"
 Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образованияобучающихся с
ограниченными возможностями здоровья";
 Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью,
интеллектуальными нарушениями)";
 Письмо Министерства просвещения РФ от 19 мая 2020 г. № ДГ-493/07 “О проведении итоговой
аттестации лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
 Письмо Министерства образования и науки РФ от 20.02.2017 N 07-818 "О направлении
Методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС
ОВЗ";
 Приказ Минздрава от 20.06.2016 № 436н «Об утверждении Перечня заболеваний, наличие
которых является основанием для организации обучения на дому»;
 Устав МАОУ СОШ №27;
 иные локальные нормативные акты.
Основная цель Модели инклюзивного образования МАОУ СОШ № 27 – анализ и
систематизация организационно-управленческих, психолого-педагогических условий и
механизмов, кадровых и финансовых ресурсов, обеспечивающих создание инклюзивной
образовательной среды, достижение целей и задач инклюзивного образования в
общеобразовательной организации.
В настоящее время в школе обучаются учащиеся с ограниченными возможностями (далее
ОВЗ). Ограниченная возможность учащихся вызвана различными проблемами в здоровье, и

данная категория учащихся нуждается в специальном образовании, отвечающем их особым
образовательным потребностям.
К их числу относятся:
 учащиеся с тяжелыми нарушениями речи;






учащиеся с задержкой психического развития;
учащиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата;
слабовидящие учащиеся;
слабослышащие учащиеся;
обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) вариант 1;
 учащиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2.









В МАОУ СОШ № 27 осуществляется инклюзивное образование :
 в общеобразовательных классах;
 в режиме индивидуального обучения на дому с включением детей в культурную,
спортивную, общественную жизнь класса и школы.
Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционноразвивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия, и равные с
обычными детьми возможности, для получения образования в пределах специальных
образовательных стандартов, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную
адаптацию.
Актуальность инклюзивного образования многократно подтверждена изменившимся
социальным запросом на образование детей с ОВЗ и Государственной политикой в области
обучения детей с ОВЗ. Суть его заключается в том, что дети с ОВЗ получают возможность
обучаться в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками, быть принятыми в
их коллектив, развиваться в соответствии со своими возможностями и обретать перспективу
участия в жизни общества. Преимущества инклюзивного образования были учтены при
разработке модели инклюзивного образования в МАОУ СОШ №27.
Формирование инклюзивной культуры, как принимающего отношения к особым детям
предполагает участие всех субъектов образовательных отношений, включая не только
обучающихся, родителей, педагогов, но также и работников столовой, учебно- вспомогательного
и технического персонала Школы.
При создании модели мы учитывали разные условия успешного инклюзивного
образования:
поступление учащихся с заключением ПМПК;
выявление нарушений в развитии учащихся (с момента поступления ребенка в МАОУ СОШ
№ 27);
желание родителей обучать ребенка ОВЗ вместе со всеми детьми, их стремление и
готовность помогать ему в процессе обучения;
наличие возможностей оказывать ребенку с ОВЗ квалифицированную помощь;
создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения, а также
внутренние условия успешного инклюзивного образования;
уровень психического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий
к ней;
возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для
нормально развивающихся детей сроки.

Комплексная модель сопровождения детей с ОВЗ МАОУ СОШ № 27

Цель и задачи модели
Цель: Разработать и внедрить модель инклюзивной среды, адекватной особым
образовательным потребностям гарантирующей сохранение и укрепление физического и
психологического здоровья обучающихся с ОВЗ в условиях МАОУ СОШ № 27 в рамках
ФГОС.Развивать различные формы альтернативного обучения для максимально успешной
адаптации в социуме.
Задачи:

Разработать нормативно-правовую базу школы по проблеме.

Организовать повышение профессиональной компетентности педагогов и
специалистов по проблемам инклюзивного образования.

Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ОВЗ.

Обеспечить материально-техническое обеспечение, в том числе информационное.
Наша модель предполагает образование детей с отклонениями в развитии и детей инвалидов в
условиях полной и частичной инклюзии.
Полная инклюзия - форма организации образовательного процесса, при которой дети с
отклонениями в развитии и дети инвалиды обучаются по соответствующим общеобразовательным
программам в одном классе с нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой
общеобразовательной школы. В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ТНР (5.1) коррекционная
работа осуществляется во внеурочное время в объеме не менее 5 часов на одного обучающегося на
основании рекомендаций ПМПК и решения ППк.
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ЗПР (7.1) на коррекционную работу отводится не
менее 5 часов в неделю на одного обучающегося на основании рекомендаций ПМПК и решения ППк
(с педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом).
Для учащихся с ЗПР (7.2) по ФГОС НОО в учебном плане отведены часы на коррекционноразвивающую работу: Коррекционно-развивающие занятия на основании рекомендаций ПМПК и
решения ППк (с педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом).
Частичная инклюзия- форма организации образовательного процесса, при которой дети с
отклонениями в развитии и дети инвалиды обучаются по адаптированным общеобразовательным
программам в одном классе с нормально развивающимися сверстниками с индивидуальным учебным
планом в условиях массовой общеобразовательной школы. Для обучающихся по ФГОС НОО О УО
учащихся в учебном плане предусмотрены часы внеурочной деятельности, в том числе часы
коррекционных занятий:
- с учителем-логопедом;

-

с учителем-дефектологом;

-

с педагогом-психологом.

Обучающийся по специальной индивидуальной программе развития (СИПР) Посещает школу по
индивидуальному расписанию (индивидуальные занятия с узкими специалистами, уроки и внеклассные
мероприятия).

Ресурсы, имеющиеся в учреждении.



кадровые: учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, учителя-предметники.

материально-технические: кабинеты начальных классов укомплектованы оборудованием
согласно современным требованиям, имеется кабинет социально-психологической службы, кабинет для
работы учителя-логопеда, учителя - дефектолога, педагога - психолога.
 нормативные: должностные инструкции педагогического коллектива (учителя-логопеда,

педагога-дефектолога, педагога-психолога, учителя-предметника), Положение о школьном ППк .



учебно-методические: учебные и наглядные пособия для организации образования; учебнометодическая литература по коррекционной педагогике, психологии и воспитанию, имеющаяся в
библиотечном фонде школы.
 психолого-медико-педагогические: ПМПК, школьный ППк. Специалисты и учителя работают
с учащимися школы в индивидуальной, подгрупповой , классно-урочной системе, а также реализуют
программы коррекционно-развивающей направленности с учетом возраста и потребностей учащихся с
ОВЗ.

2.Структурно-функциональная составляющая модели
Взаимодействие ПМПК и ППк МАОУ СОШ №27






В целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или)
психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного
психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования
рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их
обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных
рекомендаций организована совместная деятельность с городской психолого-медикопедагогической комиссией.
Целью взаимодействия является организация совместного психолого-медикопедагогического сопровождения для обеспечения прав участников образовательного процесса на
получение доступного и качественного образования.
ПМПК проводит на бесплатной основе обследование детей с трудностями в освоении
образовательных программ, проблемами в развитии, адаптации и социализации по направлению
ППк МАОУ СОШ №27, а также в случае несогласия родителей (законных представителей) с
заключением ППк.
ПМПК оказывает родителям и специалистам ППк МАОУ СОШ №27 психолого- медикопедагогической помощь в соответствии с выявленными индивидуальными особенностями
ребенка, консультативную, организационно- методическую поддержку в отношении образования
и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посредством
консультаций, семинаров, практикумов по следующим вопросам:

подбор стандартизованных диагностических методик для обследования детей
специалистами (психологом, логопедом, дефектологом);

организация специальных условий обучения и воспитания в соответствии с
данными данных рекомендаций;

психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в режиме ПП консилиума;

определение оптимальных психолого-педагогических методов, приемов обучения,
специальных педагогических подходов по созданию специальных образовательных условий
детей с ОВЗ.
В свою очередь, ППк Школы выявляет детей, нуждающихся в специальных
образовательных условиях; направляет обучающихся на обследование в ПМПК в следующих
случаях:
при необходимости создания специальных образовательных условий для обучения детей с
трудностями освоения образовательных программ;
при возникновении трудностей диагностики;
в спорных и конфликтных случаях;
в случае повторного обследования, когда ПМПК был рекомендован диагностический срок
обучения;

 на повторное обследование в случаях перехода обучающихся на следующий уровень
обучения.
В Школе создаются и реализуются рекомендованные ПМПК специальные
образовательные условия при получении обучающимся с ОВЗ образования, организовывается
психолого- педагогическое сопровождение обучающихся, прошедших ПМПК, в рамках ППконсилиума, осуществляется мониторинг учета рекомендаций ПМПК по созданию необходимых
условий для обучения и воспитания детей в образовательной организации.
В результате взаимодействия ПМПК и ППк происходит информирование и
консультирование родителей об их правах и обязанностях в сфере защиты прав детей на
образование.







Успешность в решении обозначенных задач в значительной степени определяется
кадровым ресурсом, готовностью педагогов к работе в условиях инклюзии, к овладению
необходимыми профессиональными компетенциями, их развитию и совершенствованию.
Координация деятельности педагогов, специалистов, командный подход в решении актуальных
проблем, возникающих в образовательной практике, являются необходимым условием
достижения целей и задач инклюзивной практики.
Обеспечение координации деятельности достигается посредством:
четкого распределения функционала педагогических работников;
регламентации деятельности специалистов при поступлении в МАОУ СОШ № 27 ребенка с ОВЗ,
переводе обучающегося с основной на адаптированную образовательную программу, реализации
индивидуального образовательного маршрута и выполнении рекомендаций территориальной
ПМПК;
организации постоянно действующего семинара для педагогов школы по актуальным проблемам
инклюзивного образования;
организации межпредметной проектной деятельности обучающихся и т.д. Содержательно
технологическая составляющая модели

Содержательная составляющая
Наша модель предполагает образование детей с ОВЗ в условиях полной и частичной
инклюзии.
Полная инклюзия - форма организации образовательного процесса, при которой дети с
отклонениями в развитии и дети инвалиды обучаются по соответствующим
общеобразовательным программам в одном классе с нормально развивающимися сверстниками в
условиях массовой общеобразовательной школы.
Ребёнок полностью интегрирован в класс с детьми, он учится по обычной программе и
участвует во всех мероприятиях наравне с другими учениками. При необходимости ребёнку с
нарушениями развития оказывается дополнительная поддержка со стороны психолога,
дефектолога, логопеда и других педагогов.
Также при полной инклюзии дети могут посещать кружки, клубы, внеклассные
общешкольные мероприятия и другие дополнительные занятия.
Выбор формы инклюзивного обучения зависит от индивидуальных потребностей ребёнка,
уровня его развития и возможностей образовательного учреждения.
Частичная инклюзия — это вид инклюзивного образования, при котором дети большую
часть времени обучаются по коррекционной системе, а на занятия в обычном классе отводится
несколько часов.
При такой модели дети находятся на надомном обучении или учащиеся с умственной
отсталостью (интеллектуальное нарушение) вариант 2, но при этом посещают школу в
определённое время и занимаются по индивидуальной программе. Количество часов, предметы,

график — всё это обсуждается с родителями и узкими специалистами. Кроме того, учащиеся
могут присутствовать на общешкольных мероприятиях, ходить на кружки, в секции.
Для обучающихся в учебном плане предусмотрены часы внеурочной деятельности, в том
числе часы коррекционных занятий:

с учителем-логопедом;

с учителем-дефектологом;

с педагогом-психологом.
Обучающийся по специальной индивидуальной программе развития (СИПР) посещает
школу по индивидуальному расписанию (индивидуальные занятия с узкими специалистами,
уроки и внеклассные мероприятия).

Дополнительные образовательные программы
Всем учащимся с особыми возможностями здоровья предоставлен спектр
дополнительных общеразвивающих программ по разным направлениям осуществляющих
МАОУ СОШ № 27. Реализация рабочих программ курсов внеурочной деятельности, в том
числе курса "Разговоры о важном"

Внеурочная деятельность
Со всеми учащимся с особыми возможностями здоровья
деятельность по направлениям:
1. Духовно-нравственное воспитание.
2. Социальное воспитание
3. Общеинтеллектуальное воспитание
4. Общекультурное воспитание
5. Спортивно-оздоровительное воспитание

проводится

внеурочная

Модель МАОУ СОШ №27 включает механизмы и организационные условия,
направленные на координацию субъектов: детей и их родителей (законных представителей),
педагогов, специалистов.
Заинтересованность и активное участие родителей являются необходимым условием
формирования инклюзивной образовательной культуры учреждения. Формирование
заинтересованности родителей достигается за счет повышения информированности и
осведомленности об образовательных услугах, специфике инклюзивного образования и
имеющихся условиях его реализации; оказания родителям психолого-педагогической
консультационной помощи по вопросам обучения и воспитания детей, вовлечение родителей в
организацию образовательной и социальной практики, культурно-досуговой деятельности, в том
числе организацию и проведение акций, спортивных праздников, конкурсов, творческих
мастерских, фестивалей.

3.Оценка результативности создания инклюзивной образовательной среды
Управление образовательным процессом
Внедрение моделей инклюзивного образования позволило консолидировать усилия
коллектива по проектированию и апробации эффективных способов решения выявленных
проблем. В их числе:

разработка и актуализация локальных нормативных актов, определяющих
функционал отдельных специалистов и коллегиальных органов:
 Положение об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся образовательной





организации;
Положение о деятельности психолого-педагогического консилиума образовательной организации;
Положение по разработке и реализации адаптированных основных образовательных программ
обучения лиц с ОВЗ;
Порядок организации обучения по индивидуальному учебному плану / адаптированной
образовательной программе;

целенаправленная
систематическая
деятельность
по
развитию
и
совершенствованию профессиональных компетенций педагогов, реализующих инклюзивную
практику через специально организованные семинары.
Необходимым организационным условием инклюзивного образования является
проведение мониторинговых исследований. Полученные результаты позволяют обеспечивать
комплексную оценку проводимой работе, выявлять и своевременно разрешать возникающие
проблемы.

Критерии оценки результативности модели
В качестве приоритетных критериев для оценки результативности деятельности по
созданию инклюзивной образовательной среды в учреждении необходимо выделить следующие:

привлечение дополнительных средств, для создания доступной среды (проекты,
конкурсы);

готовность и способность педагогов работать в условиях инклюзивного
образования, развивать и совершенствовать необходимые профессиональные компетенции
предусмотрены меры стимулирования (разработан школьный локальный акт о системе
стимулирования).

своевременность прохождения педагогами дополнительного профессионального
образования по программам инклюзивной направленности;

увеличение численности детей с ОВЗ, участвующих в профессиональнонаправленных конкурсах, мероприятиях творческой и спортивной направленности;

участие родителей в реализации инклюзивной образовательной деятельности, через
коллегиальные органы управления, родительские объединения; увеличение количества
мероприятий воспитательной направленности, с участием родителей (законных
представителей);

Результаты реализации модели
- Разработана система программно-методического, нормативного и информационного
обеспечения процессов обучения, коррекции, компенсации реализация учебных планов одного
или нескольких профилей обучения, предоставление обучающимся возможности формирования
индивидуальных учебных планов Реализация федеральных рабочих программ по учебным
предметам (1‒11 классы)

Организован учебный процесс для данной категории учащихся с применением
различных образовательных технологий. Коррекционная помощь оказывается посредством
организации очных, подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с
учителями- предметниками, педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителемдефектологом в соответствии с заключением ПМПК, программой коррекционных курсов,
образовательными потребностями семьи. Эти учащиеся участвуют в занятиях и мероприятиях
дополнительного образования, внеурочной деятельности, творческих делах совместно с детьми,
не имеющими отклонений в развитии, если это не препятствует совместному образовательному
и воспитательному процессу и не противоречит рекомендациям ПМПК и психологопедагогического консилиума Школы.

Обучающиеся с ОВЗ получают документ об образовании, успешно адаптируются в
социуме, становятся полноценными его членами общества.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».