Модель инклюзивного образования
детей с ограниченными возможностями
здоровья
в МАОУ СОШ №27
1.Целевой раздел
Школьная модель инклюзивного образования в МАОУ СОШ №27 (далее - Школа)
представляет собой совокупность принципов, норм, функциональных структур,
последовательных этапов деятельности, организационных условий и механизмов,
обеспечивающих создание инклюзивной образовательной среды, реализацию целей и задач
инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы.
В описании модели используются следующие понятия:
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (обучающийся с ОВЗ)
физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению
образования без создания специальных условий (ст.2 Федерального закона РФ от 29.12.2012
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся
с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей
(ст.2 Федерального закона РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»).
Задачи инклюзивного образования:
создание инклюзивной образовательной среды, способствующей гармоничному развитию детей,
имеющих разные стартовые возможности;
формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения;
создание условий для развития потенциальных возможностей детей с ОВЗ в совместной
деятельности со здоровыми сверстниками;
организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса
инклюзивного образования, включающей диагностико-консультативное, коррекционноразвивающее, социально-трудовое направления деятельности, в том числе в рамках сетевого
взаимодействия с социальными партнерами;
оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с особыми образовательными
потребностями, включение законных представителей в процесс обучения и воспитания ребенка,
формирование у них адекватного отношения к особенностям его развития, выработка
оптимальных подходов к проблемам семейного воспитания.
Образовательная среда - подсистема исторически сложившейся социокультурной
среды и одновременно как специально организованные педагогические условия, в которых
осуществляется развитие личности ребенка.
Инклюзивная образовательная среда - вид образовательной среды, как совокупности
педагогических и организационно-управленческих условий, направленных на:
включение детей с ОВЗ в образовательное пространство; обеспечениевариативности
предоставления образования детям с ОВЗ;
создание условий для социализации и трудовой занятости детей с ОВЗ;
минимизацию рисков потери качества образования для нормально развивающихся
сверстников;
формирование и развитие личности каждого из обучающихся.
Нормативными основаниями для разработки модели инклюзивного образования
являются:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "Об образовании в
Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)
ФЗ-273 от 21.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 12, ст. 34, ст.42, ст. 58, ст.
55, ст. 79);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 2.4 3648
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,т отдыха и
оздоровления детей и молодёжи»
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1025 “Об утверждении
федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”;
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021г. № 1026 «Об утверждении федерального
образовательного стандарта начального общего образования;
Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022г. № 286 «Об утверждении адаптированной
основной общеобразовательной программы обучения с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями);
Приказ Минобрнауки России от 14 октября 2013 г. N 1145 "Об утверждении образца
свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями
здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и
среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным образовательным
программам"
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образованияобучающихся с
ограниченными возможностями здоровья";
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью,
интеллектуальными нарушениями)";
Письмо Министерства просвещения РФ от 19 мая 2020 г. № ДГ-493/07 “О проведении итоговой
аттестации лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Письмо Министерства образования и науки РФ от 20.02.2017 N 07-818 "О направлении
Методических рекомендаций по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС
ОВЗ";
Приказ Минздрава от 20.06.2016 № 436н «Об утверждении Перечня заболеваний, наличие
которых является основанием для организации обучения на дому»;
Устав МАОУ СОШ №27;
иные локальные нормативные акты.
Основная цель Модели инклюзивного образования МАОУ СОШ № 27 – анализ и
систематизация организационно-управленческих, психолого-педагогических условий и
механизмов, кадровых и финансовых ресурсов, обеспечивающих создание инклюзивной
образовательной среды, достижение целей и задач инклюзивного образования в
общеобразовательной организации.
В настоящее время в школе обучаются учащиеся с ограниченными возможностями (далее
ОВЗ). Ограниченная возможность учащихся вызвана различными проблемами в здоровье, и
данная категория учащихся нуждается в специальном образовании, отвечающем их особым
образовательным потребностям.
К их числу относятся:
учащиеся с тяжелыми нарушениями речи;
учащиеся с задержкой психического развития;
учащиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата;
слабовидящие учащиеся;
слабослышащие учащиеся;
обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) вариант 1;
учащиеся с тяжелыми множественными нарушениями развития с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2.
В МАОУ СОШ № 27 осуществляется инклюзивное образование :
в общеобразовательных классах;
в режиме индивидуального обучения на дому с включением детей в культурную,
спортивную, общественную жизнь класса и школы.
Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционноразвивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия, и равные с
обычными детьми возможности, для получения образования в пределах специальных
образовательных стандартов, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную
адаптацию.
Актуальность инклюзивного образования многократно подтверждена изменившимся
социальным запросом на образование детей с ОВЗ и Государственной политикой в области
обучения детей с ОВЗ. Суть его заключается в том, что дети с ОВЗ получают возможность
обучаться в обычных общеобразовательных школах вместе со сверстниками, быть принятыми в
их коллектив, развиваться в соответствии со своими возможностями и обретать перспективу
участия в жизни общества. Преимущества инклюзивного образования были учтены при
разработке модели инклюзивного образования в МАОУ СОШ №27.
Формирование инклюзивной культуры, как принимающего отношения к особым детям
предполагает участие всех субъектов образовательных отношений, включая не только
обучающихся, родителей, педагогов, но также и работников столовой, учебно- вспомогательного
и технического персонала Школы.
При создании модели мы учитывали разные условия успешного инклюзивного
образования:
поступление учащихся с заключением ПМПК;
выявление нарушений в развитии учащихся (с момента поступления ребенка в МАОУ СОШ
№ 27);
желание родителей обучать ребенка ОВЗ вместе со всеми детьми, их стремление и
готовность помогать ему в процессе обучения;
наличие возможностей оказывать ребенку с ОВЗ квалифицированную помощь;
создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения, а также
внутренние условия успешного инклюзивного образования;
уровень психического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий
к ней;
возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для
нормально развивающихся детей сроки.
Комплексная модель сопровождения детей с ОВЗ МАОУ СОШ № 27
Цель и задачи модели
Цель: Разработать и внедрить модель инклюзивной среды, адекватной особым
образовательным потребностям гарантирующей сохранение и укрепление физического и
психологического здоровья обучающихся с ОВЗ в условиях МАОУ СОШ № 27 в рамках
ФГОС.Развивать различные формы альтернативного обучения для максимально успешной
адаптации в социуме.
Задачи:
Разработать нормативно-правовую базу школы по проблеме.
Организовать повышение профессиональной компетентности педагогов и
специалистов по проблемам инклюзивного образования.
Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ОВЗ.
Обеспечить материально-техническое обеспечение, в том числе информационное.
Наша модель предполагает образование детей с отклонениями в развитии и детей инвалидов в
условиях полной и частичной инклюзии.
Полная инклюзия - форма организации образовательного процесса, при которой дети с
отклонениями в развитии и дети инвалиды обучаются по соответствующим общеобразовательным
программам в одном классе с нормально развивающимися сверстниками в условиях массовой
общеобразовательной школы. В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ТНР (5.1) коррекционная
работа осуществляется во внеурочное время в объеме не менее 5 часов на одного обучающегося на
основании рекомендаций ПМПК и решения ППк.
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ЗПР (7.1) на коррекционную работу отводится не
менее 5 часов в неделю на одного обучающегося на основании рекомендаций ПМПК и решения ППк
(с педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом).
Для учащихся с ЗПР (7.2) по ФГОС НОО в учебном плане отведены часы на коррекционноразвивающую работу: Коррекционно-развивающие занятия на основании рекомендаций ПМПК и
решения ППк (с педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом).
Частичная инклюзия- форма организации образовательного процесса, при которой дети с
отклонениями в развитии и дети инвалиды обучаются по адаптированным общеобразовательным
программам в одном классе с нормально развивающимися сверстниками с индивидуальным учебным
планом в условиях массовой общеобразовательной школы. Для обучающихся по ФГОС НОО О УО
учащихся в учебном плане предусмотрены часы внеурочной деятельности, в том числе часы
коррекционных занятий:
- с учителем-логопедом;
-
с учителем-дефектологом;
-
с педагогом-психологом.
Обучающийся по специальной индивидуальной программе развития (СИПР) Посещает школу по
индивидуальному расписанию (индивидуальные занятия с узкими специалистами, уроки и внеклассные
мероприятия).
Ресурсы, имеющиеся в учреждении.
кадровые: учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, учителя-предметники.
материально-технические: кабинеты начальных классов укомплектованы оборудованием
согласно современным требованиям, имеется кабинет социально-психологической службы, кабинет для
работы учителя-логопеда, учителя - дефектолога, педагога - психолога.
нормативные: должностные инструкции педагогического коллектива (учителя-логопеда,
педагога-дефектолога, педагога-психолога, учителя-предметника), Положение о школьном ППк .
учебно-методические: учебные и наглядные пособия для организации образования; учебнометодическая литература по коррекционной педагогике, психологии и воспитанию, имеющаяся в
библиотечном фонде школы.
психолого-медико-педагогические: ПМПК, школьный ППк. Специалисты и учителя работают
с учащимися школы в индивидуальной, подгрупповой , классно-урочной системе, а также реализуют
программы коррекционно-развивающей направленности с учетом возраста и потребностей учащихся с
ОВЗ.
2.Структурно-функциональная составляющая модели
Взаимодействие ПМПК и ППк МАОУ СОШ №27
В целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или)
психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного
психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования
рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их
обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных
рекомендаций организована совместная деятельность с городской психолого-медикопедагогической комиссией.
Целью взаимодействия является организация совместного психолого-медикопедагогического сопровождения для обеспечения прав участников образовательного процесса на
получение доступного и качественного образования.
ПМПК проводит на бесплатной основе обследование детей с трудностями в освоении
образовательных программ, проблемами в развитии, адаптации и социализации по направлению
ППк МАОУ СОШ №27, а также в случае несогласия родителей (законных представителей) с
заключением ППк.
ПМПК оказывает родителям и специалистам ППк МАОУ СОШ №27 психолого- медикопедагогической помощь в соответствии с выявленными индивидуальными особенностями
ребенка, консультативную, организационно- методическую поддержку в отношении образования
и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посредством
консультаций, семинаров, практикумов по следующим вопросам:
подбор стандартизованных диагностических методик для обследования детей
специалистами (психологом, логопедом, дефектологом);
организация специальных условий обучения и воспитания в соответствии с
данными данных рекомендаций;
психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в режиме ПП консилиума;
определение оптимальных психолого-педагогических методов, приемов обучения,
специальных педагогических подходов по созданию специальных образовательных условий
детей с ОВЗ.
В свою очередь, ППк Школы выявляет детей, нуждающихся в специальных
образовательных условиях; направляет обучающихся на обследование в ПМПК в следующих
случаях:
при необходимости создания специальных образовательных условий для обучения детей с
трудностями освоения образовательных программ;
при возникновении трудностей диагностики;
в спорных и конфликтных случаях;
в случае повторного обследования, когда ПМПК был рекомендован диагностический срок
обучения;
на повторное обследование в случаях перехода обучающихся на следующий уровень
обучения.
В Школе создаются и реализуются рекомендованные ПМПК специальные
образовательные условия при получении обучающимся с ОВЗ образования, организовывается
психолого- педагогическое сопровождение обучающихся, прошедших ПМПК, в рамках ППконсилиума, осуществляется мониторинг учета рекомендаций ПМПК по созданию необходимых
условий для обучения и воспитания детей в образовательной организации.
В результате взаимодействия ПМПК и ППк происходит информирование и
консультирование родителей об их правах и обязанностях в сфере защиты прав детей на
образование.
Успешность в решении обозначенных задач в значительной степени определяется
кадровым ресурсом, готовностью педагогов к работе в условиях инклюзии, к овладению
необходимыми профессиональными компетенциями, их развитию и совершенствованию.
Координация деятельности педагогов, специалистов, командный подход в решении актуальных
проблем, возникающих в образовательной практике, являются необходимым условием
достижения целей и задач инклюзивной практики.
Обеспечение координации деятельности достигается посредством:
четкого распределения функционала педагогических работников;
регламентации деятельности специалистов при поступлении в МАОУ СОШ № 27 ребенка с ОВЗ,
переводе обучающегося с основной на адаптированную образовательную программу, реализации
индивидуального образовательного маршрута и выполнении рекомендаций территориальной
ПМПК;
организации постоянно действующего семинара для педагогов школы по актуальным проблемам
инклюзивного образования;
организации межпредметной проектной деятельности обучающихся и т.д. Содержательно
технологическая составляющая модели
Содержательная составляющая
Наша модель предполагает образование детей с ОВЗ в условиях полной и частичной
инклюзии.
Полная инклюзия - форма организации образовательного процесса, при которой дети с
отклонениями в развитии и дети инвалиды обучаются по соответствующим
общеобразовательным программам в одном классе с нормально развивающимися сверстниками в
условиях массовой общеобразовательной школы.
Ребёнок полностью интегрирован в класс с детьми, он учится по обычной программе и
участвует во всех мероприятиях наравне с другими учениками. При необходимости ребёнку с
нарушениями развития оказывается дополнительная поддержка со стороны психолога,
дефектолога, логопеда и других педагогов.
Также при полной инклюзии дети могут посещать кружки, клубы, внеклассные
общешкольные мероприятия и другие дополнительные занятия.
Выбор формы инклюзивного обучения зависит от индивидуальных потребностей ребёнка,
уровня его развития и возможностей образовательного учреждения.
Частичная инклюзия — это вид инклюзивного образования, при котором дети большую
часть времени обучаются по коррекционной системе, а на занятия в обычном классе отводится
несколько часов.
При такой модели дети находятся на надомном обучении или учащиеся с умственной
отсталостью (интеллектуальное нарушение) вариант 2, но при этом посещают школу в
определённое время и занимаются по индивидуальной программе. Количество часов, предметы,
график — всё это обсуждается с родителями и узкими специалистами. Кроме того, учащиеся
могут присутствовать на общешкольных мероприятиях, ходить на кружки, в секции.
Для обучающихся в учебном плане предусмотрены часы внеурочной деятельности, в том
числе часы коррекционных занятий:
с учителем-логопедом;
с учителем-дефектологом;
с педагогом-психологом.
Обучающийся по специальной индивидуальной программе развития (СИПР) посещает
школу по индивидуальному расписанию (индивидуальные занятия с узкими специалистами,
уроки и внеклассные мероприятия).
Дополнительные образовательные программы
Всем учащимся с особыми возможностями здоровья предоставлен спектр
дополнительных общеразвивающих программ по разным направлениям осуществляющих
МАОУ СОШ № 27. Реализация рабочих программ курсов внеурочной деятельности, в том
числе курса "Разговоры о важном"
Внеурочная деятельность
Со всеми учащимся с особыми возможностями здоровья
деятельность по направлениям:
1. Духовно-нравственное воспитание.
2. Социальное воспитание
3. Общеинтеллектуальное воспитание
4. Общекультурное воспитание
5. Спортивно-оздоровительное воспитание
проводится
внеурочная
Модель МАОУ СОШ №27 включает механизмы и организационные условия,
направленные на координацию субъектов: детей и их родителей (законных представителей),
педагогов, специалистов.
Заинтересованность и активное участие родителей являются необходимым условием
формирования инклюзивной образовательной культуры учреждения. Формирование
заинтересованности родителей достигается за счет повышения информированности и
осведомленности об образовательных услугах, специфике инклюзивного образования и
имеющихся условиях его реализации; оказания родителям психолого-педагогической
консультационной помощи по вопросам обучения и воспитания детей, вовлечение родителей в
организацию образовательной и социальной практики, культурно-досуговой деятельности, в том
числе организацию и проведение акций, спортивных праздников, конкурсов, творческих
мастерских, фестивалей.
3.Оценка результативности создания инклюзивной образовательной среды
Управление образовательным процессом
Внедрение моделей инклюзивного образования позволило консолидировать усилия
коллектива по проектированию и апробации эффективных способов решения выявленных
проблем. В их числе:
разработка и актуализация локальных нормативных актов, определяющих
функционал отдельных специалистов и коллегиальных органов:
Положение об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся образовательной
организации;
Положение о деятельности психолого-педагогического консилиума образовательной организации;
Положение по разработке и реализации адаптированных основных образовательных программ
обучения лиц с ОВЗ;
Порядок организации обучения по индивидуальному учебному плану / адаптированной
образовательной программе;
целенаправленная
систематическая
деятельность
по
развитию
и
совершенствованию профессиональных компетенций педагогов, реализующих инклюзивную
практику через специально организованные семинары.
Необходимым организационным условием инклюзивного образования является
проведение мониторинговых исследований. Полученные результаты позволяют обеспечивать
комплексную оценку проводимой работе, выявлять и своевременно разрешать возникающие
проблемы.
Критерии оценки результативности модели
В качестве приоритетных критериев для оценки результативности деятельности по
созданию инклюзивной образовательной среды в учреждении необходимо выделить следующие:
привлечение дополнительных средств, для создания доступной среды (проекты,
конкурсы);
готовность и способность педагогов работать в условиях инклюзивного
образования, развивать и совершенствовать необходимые профессиональные компетенции
предусмотрены меры стимулирования (разработан школьный локальный акт о системе
стимулирования).
своевременность прохождения педагогами дополнительного профессионального
образования по программам инклюзивной направленности;
увеличение численности детей с ОВЗ, участвующих в профессиональнонаправленных конкурсах, мероприятиях творческой и спортивной направленности;
участие родителей в реализации инклюзивной образовательной деятельности, через
коллегиальные органы управления, родительские объединения; увеличение количества
мероприятий воспитательной направленности, с участием родителей (законных
представителей);
Результаты реализации модели
- Разработана система программно-методического, нормативного и информационного
обеспечения процессов обучения, коррекции, компенсации реализация учебных планов одного
или нескольких профилей обучения, предоставление обучающимся возможности формирования
индивидуальных учебных планов Реализация федеральных рабочих программ по учебным
предметам (1‒11 классы)
Организован учебный процесс для данной категории учащихся с применением
различных образовательных технологий. Коррекционная помощь оказывается посредством
организации очных, подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с
учителями- предметниками, педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителемдефектологом в соответствии с заключением ПМПК, программой коррекционных курсов,
образовательными потребностями семьи. Эти учащиеся участвуют в занятиях и мероприятиях
дополнительного образования, внеурочной деятельности, творческих делах совместно с детьми,
не имеющими отклонений в развитии, если это не препятствует совместному образовательному
и воспитательному процессу и не противоречит рекомендациям ПМПК и психологопедагогического консилиума Школы.
Обучающиеся с ОВЗ получают документ об образовании, успешно адаптируются в
социуме, становятся полноценными его членами общества.