Положение-о-порядке-разработки-принятия-и-утверждения-нормативных-актов

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ СОШ № 27
от 30.08.14 № 123 .

Положение
о порядке разработки, принятия и утверждения
нормативных актов МАОУ СОШ № 27
Рассмотрено на заседании Педагогического совета
протокол от 29.08.14 № 1 .

г. Таганрог

1. Общие положения
1.1. Положение о нормативном локальном акте МАОУ СОШ № 27 (далее —
положение) устанавливает единые требования к нормативным локальным актам,
их подготовке, оформлению, принятию, утверждению, вступлению в силу,
внесению изменений и отмене.
1.2. Настоящее положение является нормативным локальным актом МАОУ
СОШ № 27 и обязательно к исполнению всеми участниками образовательных
отношений.
1.3. Настоящее положение о порядке разработки, принятия и утверждения
локальных нормативных актов МАОУ СОШ № 27 разработано в соответствии
с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», Трудовым Кодексом РФ, ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные
системы
документации.
Унифицированная
система
организационнораспорядительной документации. Требования к оформлению документов» (утв.
Постановлением Госстандарта России от 03.03. 2003 № 65-ст); уставом МАОУ
СОШ № 27 (далее - школа) и определяет основные требования к процедуре
разработки локальных нормативных актов, их согласованию с соответствующими
коллегиальными органами школы, должностными лицами, порядку принятия и
отмены указанных актов, внесения в них дополнений и изменений, а также,
основные требования к содержанию локальных нормативных актов.
1.4. Локальные акты школы действует только в пределах данной
общеобразовательной организации и не могут регулировать отношения вне её.
1.5. Локальные акты издаются по основным вопросам организации и
осуществления образовательной деятельности МАОУ СОШ № 27, в том числе по
вопросам, регламентирующим правила приема учащихся, режим занятий
учащихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации учащихся, порядок и основания перевода, отчисления
и
восстановления
учащихся,
порядок
оформления
возникновения,
приостановления и прекращения отношений между образовательной
организацией и учащимися и (или) родителями (законными представителями)
несовершеннолетних учащихся.
1.6. Локальные акты, соответствующие всем требованиям законодательства
РФ, являются обязательными к исполнению всеми участниками образовательных
отношений.
1.7. Нормы локальных актов, ухудшающие положение обучающихся или
работников
школы
по
сравнению
с
положением,
установленным
законодательством об образовании, трудовым законодательством либо принятые
2

с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене
МАОУ СОШ № 27.
1.8. Локальные акты МАОУ СОШ № 27 утрачивают силу (полностью или в
отдельной части) в следующих случаях:
 вступление в силу акта, признающего данный локальный акт утратившим
силу;
 вступление в силу локального акта большей юридической силы, нормы
которого противоречат положениям данного локального акта;
 признание судом или иным уполномоченным органом государственной
власти
локального
акта
школы
противоречащим
действующему
законодательству.
1.9. Локальный акт МАОУ СОШ № 27, утративший силу, не подлежит
исполнению.
2. Цели и задачи
Целями и задачами настоящего положение являются:
 создание единой и согласованной системы локальных актов МАОУ СОШ
№27;
 обеспечение принципа законности в нормотворческой деятельности МАОУ
СОШ № 27;
 совершенствование процесса подготовки, оформления, принятия
и
реализации локальных актов;
 предотвращение
дублирования
регулирования
общественных
и
образовательных отношений в МАОУ СОШ № 27.
3. Виды локальных актов
3.1. В соответствии с уставом деятельность школы регламентируется
следующими видами локальных актов: положения, постановления, решения,
приказы,
распоряжения,
инструкции,
должностные
инструкции,
правила. Представленный перечень видов локальных актов не является
исчерпывающим.
3.2. Локальные акты МАОУ СОШ № 27 могут быть классифицированы:
а) на группы в соответствии с компетенцией школы:
локальные акты организационно-распорядительного характера;
 локальные
акты,
регламентирующие
вопросы
организации
образовательного процесса;


3

локальные акты, регламентирующие отношения
работниками и организацию учебно-методической работы;


работодателя

с

локальные акты регламентирующие деятельность органов самоуправления
школы;


локальные акты, регламентирующие административную и финансовохозяйственную деятельность;


локальные акты, обеспечивающие ведение делопроизводства.
б) по критериям:
 по степени значимости: обязательные и необязательные;
 по сфере действия: общего характера и специального характера;


по кругу лиц: распространяющиеся на всех работников МАОУ СОШ № 27 и
не распространяющиеся на всех работников организации;


по способу принятия: принимаемые директором МАОУ СОШ № 27
единолично и принимаемые с учетом мнения представительного органа
участников образовательных отношений;


по сроку действия: постоянного действия и бессрочные с определенным
сроком действия;




по сроку хранения: постоянного хранения , 75 лет и другие.

4. Порядок подготовки локальных актов
В МАОУ СОШ № 27 устанавливается следующий порядок подготовки
локальных актов:
4.1. Инициатором подготовки локальных актов могут быть:
 учредитель;
 органы управления образованием;
 администрация МАОУ СОШ № 27 в лице её директора, заместителей
директора;
 органы государственно-общественного управления школы;
 структурное подразделение школы;
 участники образовательных отношений.
Основанием для подготовки локального акта могут также являться изменения
в законодательстве РФ (внесение изменений, издание новых нормативных
правовых актов).

4

4.2. Проект локального акта готовится отдельным работником или группой
работников по поручению руководителя ОО, а также органом самоуправления
ОО, который выступил с соответствующей инициативой.
4.3. Подготовка локального акта включает в себя изучение законодательных и
иных нормативных актов, локальных актов МАОУ СОШ № 27,
регламентирующих те вопросы, которые предполагается отразить в проекте
нового акта, и на этой основе выбор его вида, содержания и представление его в
письменной форме.
4.4. Подготовка наиболее важных локальных актов (проектов решений
собраний, педсоветов, органов самоуправления, приказов, положений, правил)
должна основываться на результатах анализа основных сторон деятельности
МАОУ СОШ № 27, тенденций её развития и сложившейся ситуации.
4.5. По вопросам приема на работу, переводов, увольнений, предоставления
отпусков, поощрений или привлечения сотрудников к дисциплинарной или
материальной ответственности издаются приказы, в соответствии с ТК РФ.
4.6. Проект локального акта подлежит обязательной правовой экспертизе и
проверке на литературную грамотность, которые проводятся МАОУ СОШ № 27
самостоятельно либо с участием привлеченных специалистов. Локальный акт, не
прошедший правовую экспертизу, не подлежит рассмотрению и принятию.
4.7. Проект локального акта может быть представлен на обсуждение. Формы
представления для обсуждения могут быть различными, например, размещение
проекта локального акта на информационном стенде в месте, доступном для
всеобщего
обозрения,
на
школьном
сайте,
направление
проекта
заинтересованным лицам, проведение соответствующего собрания с
коллективным обсуждением проекта локального акта и т.д.
4.8. Сроки и порядок разработки проекта локального акта, порядок его
согласования устанавливается локальным актом по ведению делопроизводства в
МАОУ СОШ № 27.
5. Порядок принятия, согласования и утверждения локальных актов
5.1. Локальный акт, прошедший правовую и литературную экспертизу,
подлежит согласованию с коллегиальными органами управления школы,
принятию и утверждению директором школы в соответствии с уставом школы.
5.2. Публичное обсуждение проекта локального акта:
 проекты локальных актов, регулирующих трудовые отношение и
затрагивающие права и законные интересы работников школы, обсуждаются на
Общем собрании (конференции) работников школы. Факт принятия отражается в
протоколе Общего собрания трудового коллектива. При оформлении локального
акта на титульном листе документа указывается гриф «ПРИНЯТО»;
5

 проекты локальных актов, определяющих основные принципы, условия
осуществления образовательного процесса, обсуждаются на заседании
педагогического совета школы и отражаются в протоколе заседания. При
оформлении локального акта на титульном листе документа указывается гриф
«РАССМОТРЕНО»;
 проекты локальных актов, регулирующие деятельность школы,
обсуждаются на собрании членов профсоюза комитета школы и (или) на
заседании совета обучающихся и отражаются в протоколе заседания. При
оформлении локального акта на титульном листе документа указывается гриф
«СОГЛАСОВАНО»;
5.3. Порядок разработки, принятия, согласования и утверждения локальных
актов, затрагивающих мнение учащихся, описан в локальном акте «Порядок
учета мнения совета учащихся и совета родителей (законных представителей),
представительных органов учащихся при принятии локальных нормативных
актов, затрагивающих интересы учащихся МАОУ СОШ № 27.
5.4. В предусмотренных законодательством случаях директор до утверждения
локального акта направляет его проект в соответствующий орган самоуправления,
который в срок не позднее трех рабочих дней с момента получения документов
направляет директору свое мотивированное мнение в письменной форме. Если
соответствующий орган самоуправления не согласен с проектом локального акта
или хочет внести предложения по его улучшению, директор обязан в течение трех
дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные
консультации с председателями соответствующих органов самоуправления. Все
разногласия оформляются протоколом. Только после этого директор вправе
принять локальный акт.
5.5. Не подлежат применению локальные акты, ухудшающие положение
работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным
договором, соглашениями, а также локальные акты, принятые с нарушением
порядка учета мнения представительного органа работников.
5.6. Прошедший процедуру принятия локальный акт утверждается директором
школы. Процедура утверждения оформляется либо подписью, либо приказом
директора школы.
5.7. Локальный акт вступает в силу с момента, указанного в нем, либо, в
случае отсутствия такого указания, по истечении 7 календарных дней с даты
принятия данного локального акта. Датой принятия локального акта, требующего
утверждения директором школы, является дата такого утверждения.
5.8. После утверждения локального акта проводится процедура ознакомления
с ним участников образовательных отношений, на которых распространяются
положения данного локального акта. Ознакомление с локальным актом
6

оформляется в виде росписи ознакомляемых лиц с указанием даты ознакомления
либо на самом локальном акте, либо на отдельном листе ознакомления,
прилагаемым к нему, либо в отдельном журнале.
6. Ознакомление участников образовательных отношений с локальными
актами
6.1. Работники школы (часть 2 статьи 22 ТК РФ) в обязательном порядке
должны быть ознакомлены под личную подпись со всеми локальными актами,
принимаемыми в организации и непосредственно связанными с их трудовой
деятельностью. Если локальный акт касается учащихся, их родителей (законных
представителей), он должен быть доведен до их сведения.
6.2. Родители (законные представители) учащихся знакомятся с локальными
актами при поступлении в МАОУ СОШ № 27.
6.3. Локальные акты размещаются на официальном сайте школы в сети
«Интернет».
6.4. Подтверждение факта ознакомления работников с локальными актами
осуществляется следующим образом:
• подписью лица на листе ознакомления с указанием фамилии, имени,
отчества и даты ознакомления. Лист ознакомления прилагается к каждому
локальному акту и группе локальных актов в соответствии с их перечнем;
6.5. Не ознакомление работников с локальными актами школы является
нарушением законодательства о труде и об охране труда и может повлечь
административную ответственность для заведующего по статье 5.27 КОАП РФ.
7. Оформление локального акта
Оформление локального акта выполняется в соответствии с требованиями
«Государственной системы документационного обеспечения управления.
Основные положения. Общие требования к документам и службам
документационного обеспечения», а также нормами «Унифицированной системы
документации. Унифицированная система организационно-распорядительной
документации. Требования к оформлению документов. ГОСТ Р 6.30-2003» (утв.
Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст «О принятии и
введении в действие государственного стандарта Российской Федерации»). При
этом:
7.1. Структура локального акта должна обеспечивать логическое развитие
темы правового регулирования. Если требуется разъяснение целей и мотивов
принятия локального акта, то в проекте дается вступительная часть – преамбула.
Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.
7

7.2. Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые
нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут
подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую
нумерацию.
7.3. Значительные по объему локальные акты могут делиться на главы,
которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.
7.4. Если в локальном акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то
они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие
пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения.
7.5. Локальный акт с приложениями должен иметь сквозную нумерацию
страниц.
7.6. Локальный акт излагается на государственном языке РФ и должен
соответствовать литературным нормам.
7.7. Структура локального акта должна быть логически обоснованной,
отвечающей целям и задачам правового регулирования, а также обеспечивающей
логическое развитие и правильное понимание данного локального акта.
7.8. В локальных актах даются определения вводимых юридических,
технических и других специальных терминов, если они не являются
общеизвестными и неупотребляемыми в законодательстве Российской Федерации
и региональном законодательстве.
7.9. Не допускается переписывание с законов. При необходимости это
делается в отсылочной форме.
8. Основные требования к локальным актам
Локальные акты школы должны соответствовать следующим требованиям:
8.1. Положение
должно содержать следующие обязательные реквизиты: обозначение вида
локального акта; его наименование, грифы: принято, утверждено, согласовано;
регистрационный номер, текст, соответствующий его наименованию; отметку о
наличии приложения и согласования.
8.2. Правила
должны содержать следующие обязательные реквизиты :обозначение вида
локального акта; его наименование, грифы принятия и утверждения; текст,
соответствующий его наименованию; отметку о наличии приложения,
регистрационный номер.
8.3.Инструкции
должны содержать следующие обязательные реквизиты: обозначение вида
локального акта; его наименование; грифы принятия и утверждения; текст,
8

соответствующий его наименованию; отметку о наличии приложения;
регистрационный номер.
8.4.Постановление
должно содержать следующие обязательные реквизиты: обозначение вида
локального акта, его наименование, место и дату принятия, текст,
соответствующий его наименованию; должность, фамилию, инициалы и подпись
лица, вынесшего постановление; оттиск печати.
8.5. Решения
должны содержать следующие обязательные реквизиты: обозначение вида
локального акта; место и дату принятия, текст, должность, фамилию, инициалы и
подпись лица, принявшего решение, оттиск печати.
8.6. Приказы и распоряжения
директора школы должны содержать
следующие обязательные реквизиты: обозначение вида локального акта и его
наименование; место и дату принятия, регистрационный номер,
текст,
должность, фамилию, инициалы и подпись директора школы. Приказы и
распоряжения выполняются на бланке школы.
8.7. Протоколы и акты
должны содержать следующие обязательные реквизиты: обозначение вида
локального акта; место и дату принятия, номер; список присутствующих; текст,
содержащий повестку дня, описание хода, порядка и процедуры совершаемых
определенных (юридически значимых) действий либо отсутствие определенных
фактов; должность, фамилию, инициалы и подпись лица (лиц), составивших или
принимавших участие в составлении протокола или акта.
8.8. Методические рекомендации
должны содержать следующие обязательные реквизиты: обозначение вида
локального акта, место и дату принятия, его наименование, текст,
соответствующий его наименованию и содержащий указание на вид,
наименование и дату принятия правил или инструкций, нормы которых
разъясняются,
конкретизируются
или
детализируются
методическими
рекомендациями; должность, фамилия, инициалы лица (лиц), составивших
методические рекомендации.
8.9. Программы и планы
должны содержать следующие обязательные реквизиты: обозначение вида
локального акта; место и дату принятия, наименование и текст локального акта,
соответствующие его наименованию.
8.10. Должностная инструкция
Должностная инструкция работника должна содержать следующие разделы:
общие положения; основные задачи, права, предоставляемые работнику и его
обязанности;
взаимодействия;
ответственность
за
некачественное
и
9

несвоевременное выполнение (неисполнение) обязанностей, предусмотренных
должностной инструкцией; требования к работнику.
При разработке должностных инструкций работников рекомендуется
руководствоваться Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14 августа 2009 года
№ 593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников образования».
8.11. При подготовке локальных актов, регулирующих социально-трудовые
отношения (например, коллективный договор, правила внутреннего распорядка и
др.) следует руководствоваться рекомендациями о них.
8.12. Среди локальных актов школы высшую юридическую силу имеет устав
школы. Поэтому принимаемые в школе локальные акты не должны
противоречить его уставу.
9. Документация
9.1. Локальные акты проходят процедуру регистрации в специальном
журнале.
9.2. Обязательной регистрации подлежат положения, правила, инструкции,
приказы и распоряжения директора школы.
9.3. Регистрацию локальных актов осуществляет ответственный за ведение
делопроизводства согласно инструкции по делопроизводству в школе.
9.4. Регистрация положений, правил и инструкций осуществляется не позднее
дня их утверждения директором школы, приказов и распоряжений директора
школы — не позднее дня их издания.
10. Порядок внесения изменения и дополнений в локальные акты
10.1. В действующие в школе локальные акты могут быть внесены изменения
и дополнения.
10.2. Порядок внесения изменений и дополнений в локальные акты школы
определяется в самих локальных актах. В остальных случаях изменения и
дополнения осуществляются в следующем порядке:
10.2.1. внесение изменений и дополнений осуществляется в порядке,
установленном в локальном нормативном акте, на основании которого вносятся
изменения;
10.2.2. изменения и дополнения в локальные акты: положения принятые без
согласования с органом управления (самоуправления), правила, инструкции,
программы, планы, постановления, решения, приказы и распоряжения директора,
вносятся путем издания приказа директора школы о внесении изменений или
дополнений в локальный нормативный акт;
10

10.2.3. изменения и дополнения в положения, принятые после согласования с
органом государственно-общественного управления (самоуправления), вносятся
путем издания приказа директора школы о внесении изменений или дополнений
в локальный акт с предварительным получением от него согласия.
10.3. Изменения и дополнения в локальный акт вступают в силу с даты,
указанной в приказе о внесении изменений или дополнений в локальный
нормативный акт, а в случае отсутствия указания в нем даты — по истечению 7
календарных дней с даты вступления приказа о внесении изменений или
дополнений в локальный акт в силу.
10.4. Изменения и дополнения в предписания и требования, протоколы и акты,
методические рекомендации, акты о признании локальных актов утратившими
силу, не вносятся.
11. Отмена локальных актов
11.1. Основаниями для отмены локальных актов являются:
• истечение срока действия локального акта (если при разработке локального
акта был определен период его действия);
• вступление в силу закона или другого правового акта, содержащего нормы
трудового права, Коллективного договора, соглашения, когда указанные акты
устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с
действующим локальным актом.
11.2. Отмена локального акта в связи с утратой силы производится приказом
директором школы по основной деятельности школы.
12. Заключительные положения
12.1. Настоящее положение подлежит обязательному согласованию с
управляющим советом.
12.2. Положение вступает в силу с даты его утверждения директором школы.
12.3. Положение утрачивает силу в случае принятия нового положения о
локальных актах.
12.4. Вопросы, не урегулированные настоящим положением, подлежат
урегулированию в соответствии с действующим законодательством РФ, уставом
МАОУ СОШ № 27 и иными локальными нормативными актами школы.
12.5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение требований,
установленных в локальных актах школы:
 сотрудники МАОУ СОШ № 27 несут ответственность в соответствии с
уставом школы, ТК РФ;
11

учащиеся, их родители (законные представители), несут ответственность в
порядке и формах, предусмотренных законодательством РФ, локальными
нормативными актами и уставом школы.


12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».