УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАОУ СОШ № 27 от 30.08.14 № 123 . Положение о порядке разработки, принятия и утверждения нормативных актов МАОУ СОШ № 27 Рассмотрено на заседании Педагогического совета протокол от 29.08.14 № 1 . г. Таганрог 1. Общие положения 1.1. Положение о нормативном локальном акте МАОУ СОШ № 27 (далее — положение) устанавливает единые требования к нормативным локальным актам, их подготовке, оформлению, принятию, утверждению, вступлению в силу, внесению изменений и отмене. 1.2. Настоящее положение является нормативным локальным актом МАОУ СОШ № 27 и обязательно к исполнению всеми участниками образовательных отношений. 1.3. Настоящее положение о порядке разработки, принятия и утверждения локальных нормативных актов МАОУ СОШ № 27 разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Трудовым Кодексом РФ, ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационнораспорядительной документации. Требования к оформлению документов» (утв. Постановлением Госстандарта России от 03.03. 2003 № 65-ст); уставом МАОУ СОШ № 27 (далее - школа) и определяет основные требования к процедуре разработки локальных нормативных актов, их согласованию с соответствующими коллегиальными органами школы, должностными лицами, порядку принятия и отмены указанных актов, внесения в них дополнений и изменений, а также, основные требования к содержанию локальных нормативных актов. 1.4. Локальные акты школы действует только в пределах данной общеобразовательной организации и не могут регулировать отношения вне её. 1.5. Локальные акты издаются по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности МАОУ СОШ № 27, в том числе по вопросам, регламентирующим правила приема учащихся, режим занятий учащихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления учащихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и учащимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся. 1.6. Локальные акты, соответствующие всем требованиям законодательства РФ, являются обязательными к исполнению всеми участниками образовательных отношений. 1.7. Нормы локальных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников школы по сравнению с положением, установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством либо принятые 2 с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене МАОУ СОШ № 27. 1.8. Локальные акты МАОУ СОШ № 27 утрачивают силу (полностью или в отдельной части) в следующих случаях: вступление в силу акта, признающего данный локальный акт утратившим силу; вступление в силу локального акта большей юридической силы, нормы которого противоречат положениям данного локального акта; признание судом или иным уполномоченным органом государственной власти локального акта школы противоречащим действующему законодательству. 1.9. Локальный акт МАОУ СОШ № 27, утративший силу, не подлежит исполнению. 2. Цели и задачи Целями и задачами настоящего положение являются: создание единой и согласованной системы локальных актов МАОУ СОШ №27; обеспечение принципа законности в нормотворческой деятельности МАОУ СОШ № 27; совершенствование процесса подготовки, оформления, принятия и реализации локальных актов; предотвращение дублирования регулирования общественных и образовательных отношений в МАОУ СОШ № 27. 3. Виды локальных актов 3.1. В соответствии с уставом деятельность школы регламентируется следующими видами локальных актов: положения, постановления, решения, приказы, распоряжения, инструкции, должностные инструкции, правила. Представленный перечень видов локальных актов не является исчерпывающим. 3.2. Локальные акты МАОУ СОШ № 27 могут быть классифицированы: а) на группы в соответствии с компетенцией школы: локальные акты организационно-распорядительного характера; локальные акты, регламентирующие вопросы организации образовательного процесса; 3 локальные акты, регламентирующие отношения работниками и организацию учебно-методической работы; работодателя с локальные акты регламентирующие деятельность органов самоуправления школы; локальные акты, регламентирующие административную и финансовохозяйственную деятельность; локальные акты, обеспечивающие ведение делопроизводства. б) по критериям: по степени значимости: обязательные и необязательные; по сфере действия: общего характера и специального характера; по кругу лиц: распространяющиеся на всех работников МАОУ СОШ № 27 и не распространяющиеся на всех работников организации; по способу принятия: принимаемые директором МАОУ СОШ № 27 единолично и принимаемые с учетом мнения представительного органа участников образовательных отношений; по сроку действия: постоянного действия и бессрочные с определенным сроком действия; по сроку хранения: постоянного хранения , 75 лет и другие. 4. Порядок подготовки локальных актов В МАОУ СОШ № 27 устанавливается следующий порядок подготовки локальных актов: 4.1. Инициатором подготовки локальных актов могут быть: учредитель; органы управления образованием; администрация МАОУ СОШ № 27 в лице её директора, заместителей директора; органы государственно-общественного управления школы; структурное подразделение школы; участники образовательных отношений. Основанием для подготовки локального акта могут также являться изменения в законодательстве РФ (внесение изменений, издание новых нормативных правовых актов). 4 4.2. Проект локального акта готовится отдельным работником или группой работников по поручению руководителя ОО, а также органом самоуправления ОО, который выступил с соответствующей инициативой. 4.3. Подготовка локального акта включает в себя изучение законодательных и иных нормативных актов, локальных актов МАОУ СОШ № 27, регламентирующих те вопросы, которые предполагается отразить в проекте нового акта, и на этой основе выбор его вида, содержания и представление его в письменной форме. 4.4. Подготовка наиболее важных локальных актов (проектов решений собраний, педсоветов, органов самоуправления, приказов, положений, правил) должна основываться на результатах анализа основных сторон деятельности МАОУ СОШ № 27, тенденций её развития и сложившейся ситуации. 4.5. По вопросам приема на работу, переводов, увольнений, предоставления отпусков, поощрений или привлечения сотрудников к дисциплинарной или материальной ответственности издаются приказы, в соответствии с ТК РФ. 4.6. Проект локального акта подлежит обязательной правовой экспертизе и проверке на литературную грамотность, которые проводятся МАОУ СОШ № 27 самостоятельно либо с участием привлеченных специалистов. Локальный акт, не прошедший правовую экспертизу, не подлежит рассмотрению и принятию. 4.7. Проект локального акта может быть представлен на обсуждение. Формы представления для обсуждения могут быть различными, например, размещение проекта локального акта на информационном стенде в месте, доступном для всеобщего обозрения, на школьном сайте, направление проекта заинтересованным лицам, проведение соответствующего собрания с коллективным обсуждением проекта локального акта и т.д. 4.8. Сроки и порядок разработки проекта локального акта, порядок его согласования устанавливается локальным актом по ведению делопроизводства в МАОУ СОШ № 27. 5. Порядок принятия, согласования и утверждения локальных актов 5.1. Локальный акт, прошедший правовую и литературную экспертизу, подлежит согласованию с коллегиальными органами управления школы, принятию и утверждению директором школы в соответствии с уставом школы. 5.2. Публичное обсуждение проекта локального акта: проекты локальных актов, регулирующих трудовые отношение и затрагивающие права и законные интересы работников школы, обсуждаются на Общем собрании (конференции) работников школы. Факт принятия отражается в протоколе Общего собрания трудового коллектива. При оформлении локального акта на титульном листе документа указывается гриф «ПРИНЯТО»; 5 проекты локальных актов, определяющих основные принципы, условия осуществления образовательного процесса, обсуждаются на заседании педагогического совета школы и отражаются в протоколе заседания. При оформлении локального акта на титульном листе документа указывается гриф «РАССМОТРЕНО»; проекты локальных актов, регулирующие деятельность школы, обсуждаются на собрании членов профсоюза комитета школы и (или) на заседании совета обучающихся и отражаются в протоколе заседания. При оформлении локального акта на титульном листе документа указывается гриф «СОГЛАСОВАНО»; 5.3. Порядок разработки, принятия, согласования и утверждения локальных актов, затрагивающих мнение учащихся, описан в локальном акте «Порядок учета мнения совета учащихся и совета родителей (законных представителей), представительных органов учащихся при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих интересы учащихся МАОУ СОШ № 27. 5.4. В предусмотренных законодательством случаях директор до утверждения локального акта направляет его проект в соответствующий орган самоуправления, который в срок не позднее трех рабочих дней с момента получения документов направляет директору свое мотивированное мнение в письменной форме. Если соответствующий орган самоуправления не согласен с проектом локального акта или хочет внести предложения по его улучшению, директор обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с председателями соответствующих органов самоуправления. Все разногласия оформляются протоколом. Только после этого директор вправе принять локальный акт. 5.5. Не подлежат применению локальные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, а также локальные акты, принятые с нарушением порядка учета мнения представительного органа работников. 5.6. Прошедший процедуру принятия локальный акт утверждается директором школы. Процедура утверждения оформляется либо подписью, либо приказом директора школы. 5.7. Локальный акт вступает в силу с момента, указанного в нем, либо, в случае отсутствия такого указания, по истечении 7 календарных дней с даты принятия данного локального акта. Датой принятия локального акта, требующего утверждения директором школы, является дата такого утверждения. 5.8. После утверждения локального акта проводится процедура ознакомления с ним участников образовательных отношений, на которых распространяются положения данного локального акта. Ознакомление с локальным актом 6 оформляется в виде росписи ознакомляемых лиц с указанием даты ознакомления либо на самом локальном акте, либо на отдельном листе ознакомления, прилагаемым к нему, либо в отдельном журнале. 6. Ознакомление участников образовательных отношений с локальными актами 6.1. Работники школы (часть 2 статьи 22 ТК РФ) в обязательном порядке должны быть ознакомлены под личную подпись со всеми локальными актами, принимаемыми в организации и непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. Если локальный акт касается учащихся, их родителей (законных представителей), он должен быть доведен до их сведения. 6.2. Родители (законные представители) учащихся знакомятся с локальными актами при поступлении в МАОУ СОШ № 27. 6.3. Локальные акты размещаются на официальном сайте школы в сети «Интернет». 6.4. Подтверждение факта ознакомления работников с локальными актами осуществляется следующим образом: • подписью лица на листе ознакомления с указанием фамилии, имени, отчества и даты ознакомления. Лист ознакомления прилагается к каждому локальному акту и группе локальных актов в соответствии с их перечнем; 6.5. Не ознакомление работников с локальными актами школы является нарушением законодательства о труде и об охране труда и может повлечь административную ответственность для заведующего по статье 5.27 КОАП РФ. 7. Оформление локального акта Оформление локального акта выполняется в соответствии с требованиями «Государственной системы документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения», а также нормами «Унифицированной системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. ГОСТ Р 6.30-2003» (утв. Постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 N 65-ст «О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации»). При этом: 7.1. Структура локального акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования. Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия локального акта, то в проекте дается вступительная часть – преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются. 7 7.2. Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию. 7.3. Значительные по объему локальные акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки. 7.4. Если в локальном акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения. 7.5. Локальный акт с приложениями должен иметь сквозную нумерацию страниц. 7.6. Локальный акт излагается на государственном языке РФ и должен соответствовать литературным нормам. 7.7. Структура локального акта должна быть логически обоснованной, отвечающей целям и задачам правового регулирования, а также обеспечивающей логическое развитие и правильное понимание данного локального акта. 7.8. В локальных актах даются определения вводимых юридических, технических и других специальных терминов, если они не являются общеизвестными и неупотребляемыми в законодательстве Российской Федерации и региональном законодательстве. 7.9. Не допускается переписывание с законов. При необходимости это делается в отсылочной форме. 8. Основные требования к локальным актам Локальные акты школы должны соответствовать следующим требованиям: 8.1. Положение должно содержать следующие обязательные реквизиты: обозначение вида локального акта; его наименование, грифы: принято, утверждено, согласовано; регистрационный номер, текст, соответствующий его наименованию; отметку о наличии приложения и согласования. 8.2. Правила должны содержать следующие обязательные реквизиты :обозначение вида локального акта; его наименование, грифы принятия и утверждения; текст, соответствующий его наименованию; отметку о наличии приложения, регистрационный номер. 8.3.Инструкции должны содержать следующие обязательные реквизиты: обозначение вида локального акта; его наименование; грифы принятия и утверждения; текст, 8 соответствующий его наименованию; отметку о наличии приложения; регистрационный номер. 8.4.Постановление должно содержать следующие обязательные реквизиты: обозначение вида локального акта, его наименование, место и дату принятия, текст, соответствующий его наименованию; должность, фамилию, инициалы и подпись лица, вынесшего постановление; оттиск печати. 8.5. Решения должны содержать следующие обязательные реквизиты: обозначение вида локального акта; место и дату принятия, текст, должность, фамилию, инициалы и подпись лица, принявшего решение, оттиск печати. 8.6. Приказы и распоряжения директора школы должны содержать следующие обязательные реквизиты: обозначение вида локального акта и его наименование; место и дату принятия, регистрационный номер, текст, должность, фамилию, инициалы и подпись директора школы. Приказы и распоряжения выполняются на бланке школы. 8.7. Протоколы и акты должны содержать следующие обязательные реквизиты: обозначение вида локального акта; место и дату принятия, номер; список присутствующих; текст, содержащий повестку дня, описание хода, порядка и процедуры совершаемых определенных (юридически значимых) действий либо отсутствие определенных фактов; должность, фамилию, инициалы и подпись лица (лиц), составивших или принимавших участие в составлении протокола или акта. 8.8. Методические рекомендации должны содержать следующие обязательные реквизиты: обозначение вида локального акта, место и дату принятия, его наименование, текст, соответствующий его наименованию и содержащий указание на вид, наименование и дату принятия правил или инструкций, нормы которых разъясняются, конкретизируются или детализируются методическими рекомендациями; должность, фамилия, инициалы лица (лиц), составивших методические рекомендации. 8.9. Программы и планы должны содержать следующие обязательные реквизиты: обозначение вида локального акта; место и дату принятия, наименование и текст локального акта, соответствующие его наименованию. 8.10. Должностная инструкция Должностная инструкция работника должна содержать следующие разделы: общие положения; основные задачи, права, предоставляемые работнику и его обязанности; взаимодействия; ответственность за некачественное и 9 несвоевременное выполнение (неисполнение) обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией; требования к работнику. При разработке должностных инструкций работников рекомендуется руководствоваться Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14 августа 2009 года № 593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». 8.11. При подготовке локальных актов, регулирующих социально-трудовые отношения (например, коллективный договор, правила внутреннего распорядка и др.) следует руководствоваться рекомендациями о них. 8.12. Среди локальных актов школы высшую юридическую силу имеет устав школы. Поэтому принимаемые в школе локальные акты не должны противоречить его уставу. 9. Документация 9.1. Локальные акты проходят процедуру регистрации в специальном журнале. 9.2. Обязательной регистрации подлежат положения, правила, инструкции, приказы и распоряжения директора школы. 9.3. Регистрацию локальных актов осуществляет ответственный за ведение делопроизводства согласно инструкции по делопроизводству в школе. 9.4. Регистрация положений, правил и инструкций осуществляется не позднее дня их утверждения директором школы, приказов и распоряжений директора школы — не позднее дня их издания. 10. Порядок внесения изменения и дополнений в локальные акты 10.1. В действующие в школе локальные акты могут быть внесены изменения и дополнения. 10.2. Порядок внесения изменений и дополнений в локальные акты школы определяется в самих локальных актах. В остальных случаях изменения и дополнения осуществляются в следующем порядке: 10.2.1. внесение изменений и дополнений осуществляется в порядке, установленном в локальном нормативном акте, на основании которого вносятся изменения; 10.2.2. изменения и дополнения в локальные акты: положения принятые без согласования с органом управления (самоуправления), правила, инструкции, программы, планы, постановления, решения, приказы и распоряжения директора, вносятся путем издания приказа директора школы о внесении изменений или дополнений в локальный нормативный акт; 10 10.2.3. изменения и дополнения в положения, принятые после согласования с органом государственно-общественного управления (самоуправления), вносятся путем издания приказа директора школы о внесении изменений или дополнений в локальный акт с предварительным получением от него согласия. 10.3. Изменения и дополнения в локальный акт вступают в силу с даты, указанной в приказе о внесении изменений или дополнений в локальный нормативный акт, а в случае отсутствия указания в нем даты — по истечению 7 календарных дней с даты вступления приказа о внесении изменений или дополнений в локальный акт в силу. 10.4. Изменения и дополнения в предписания и требования, протоколы и акты, методические рекомендации, акты о признании локальных актов утратившими силу, не вносятся. 11. Отмена локальных актов 11.1. Основаниями для отмены локальных актов являются: • истечение срока действия локального акта (если при разработке локального акта был определен период его действия); • вступление в силу закона или другого правового акта, содержащего нормы трудового права, Коллективного договора, соглашения, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с действующим локальным актом. 11.2. Отмена локального акта в связи с утратой силы производится приказом директором школы по основной деятельности школы. 12. Заключительные положения 12.1. Настоящее положение подлежит обязательному согласованию с управляющим советом. 12.2. Положение вступает в силу с даты его утверждения директором школы. 12.3. Положение утрачивает силу в случае принятия нового положения о локальных актах. 12.4. Вопросы, не урегулированные настоящим положением, подлежат урегулированию в соответствии с действующим законодательством РФ, уставом МАОУ СОШ № 27 и иными локальными нормативными актами школы. 12.5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение требований, установленных в локальных актах школы: сотрудники МАОУ СОШ № 27 несут ответственность в соответствии с уставом школы, ТК РФ; 11 учащиеся, их родители (законные представители), несут ответственность в порядке и формах, предусмотренных законодательством РФ, локальными нормативными актами и уставом школы. 12