СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕН Педагогическим советом приказом МАОУ СОШ № 27 от 30.08.2023 № 100 (протокол от 30.08.2023 № 1) ПОЛОЖЕНИЕ О ФОРМАХ ОБУЧЕНИЯ 1 директора 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о формах обучения (далее – Положение) регулирует деятельность муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №27 (далее – Школа) по организации образовательного процесса, обеспечивающего реализацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в различных формах получения общего образования гражданами. 1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Минобрнауки России от 22.03.2021 г. №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; уставом и локальными нормативными актами Школы. 1.3. Положение определяет формы обучения, в которых реализуются образовательные программы Школы, и порядок выбора форм обучения. 1.4. Формы получения образования и формы обучения по общеобразовательным программам определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, если иное не установлено Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. 1.5. Содержание начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также дополнительного образования определяется соответствующими образовательными программами, разрабатываемыми и утверждаемыми Школой самостоятельно, и не зависит от выбранной формы обучения. 1.6. Школа несет ответственность перед обучающимися, их родителями (законными представителями), органами управления образованием за реализацию конституционных прав личности на образование, соответствие выбранных форм обучения возрастным психофизическим особенностям детей и медицинским рекомендациям, за качество образования, отвечающее требованиям ФГОС. 2 2. Формы обучения 2.1. Обучение в Школе по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования реализуется в очной, очно-заочной и заочной формах. 2.2. Обучение в очной форме организуется для несовершеннолетних обучающихся и совершеннолетних обучающихся, продолжающих непрерывное обучение по программам среднего общего образования. 2.3. Обучение в очно-заочной, заочной форме организуется по заявлению родителей (законных представителей) обучающихся, с учетом мнения ребенка, или по заявлению обучающегося, освоившего уровень основного общего образования или после достижения возраста 18 лет. 2.4. Общее образование может быть получено также в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. Допускается сочетание различных форм получения образования, а также организация образовательного процесса по индивидуальному учебному плану (далее – ИУП). 2.5. Для всех форм получения образования в рамках конкретной основной образовательной программы действует единый федеральный государственный образовательный стандарт. Количество учебных занятий по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования устанавливается учебными планами. Максимальный объем учебных занятий по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования устанавливается в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и санитарными нормами. 2.6. Обучение в школе по дополнительным образовательным программам реализуется в очной форме. 2.7. Количество учебных занятий по дополнительным образовательным программам устанавливается в образовательных программах в соответствии с санитарными нормами. 2.9. Обучающиеся, осваивающие образовательные программы общего образования, независимо от формы обучения обладают всеми академическими правами, установленными законодательством. 3. Порядок выбора формы обучения 3.1. Выбор формы обучения до завершения получения ребенком основного общего образования осуществляют родители (законные представители) обучающихся при приеме в школу, в том числе в порядке 3 перевода. При выборе формы обучения родители (законные представители) обучающегося должны учесть мнение ребенка и рекомендации психолого медико-педагогической комиссии (при их наличии), особенности организации обучения, установленные Положением. После получения основного общего образования или после достижения 18 лет обучающиеся самостоятельно выбирают форму обучения с учетом особенностей организации обучения, установленных Положением. 3.2. Совершеннолетние граждане, указанные в пункте 2.3 Положения, самостоятельно выбирают форму обучения с учетом особенностей организации обучения, установленных положением. 3.3. Выбор формы обучения осуществляется по личному заявлению и оформляется приказом директора в сроки и в порядке, предусмотренные законодательством. 3.4. Перевод обучающегося на другую форму обучения осуществляется при наличии вакантных мест для приема по выбранной форме обучения и соблюдении особенностей организации обучения, установленных положением. Перевод на другую форму обучения осуществляется по личному заявлению и оформляется приказом директора в течение пяти рабочих дней с момента подачи заявления. Если с обучающимся, родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося или иным лицом заключен договор об образовании в отношении обучающегося, приказ издается на основании соответствующих изменений, внесенных в такой договор. 4. Организация образовательной деятельности 4.1. Обучение в различных формах организуется в Школе в соответствии с документами, отражающими образовательную стратегию – с образовательной программой, уставом Школы, учебным планом. Для всех обучающихся действуют учебный план и образовательная программа, включающие обязательный минимум содержания основных образовательных программ. 4.2. При освоении общеобразовательных программ в формах, предусмотренных настоящим Положением, совершеннолетний гражданин или родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося должны быть ознакомлены с настоящим Положением, программами учебных предметов, критериями стандартного уровня их освоения, примерным перечнем базовых тем, нормами оценки знаний, умений и навыков обучающегося по каждому предмету, иными документами, 4 регламентирующими организацию образовательного процесса в избранной форме. 4.3. Обучающиеся, осваивающие общеобразовательные программы в очной, очно-заочной, заочной формах и по ИУП, зачисляются в контингент обучающихся Школы. В соответствующем приказе директора Школы и в личном деле обучающегося отражается форма освоения общеобразовательных программ в соответствии с заявлением совершеннолетнего гражданина или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося. Все данные об обучающемся вносятся в журнал того класса, в котором он будет числиться, или в специально оформленный журнал индивидуальных занятий. Обучающиеся, осваивающие общеобразовательные программы в форме семейного образования и в форме самообразования, в контингент обучающихся не зачисляются. 4.4. Освоение общеобразовательных программ вне зависимости от формы обучения предполагает обязательное посещение учебных занятий по предметам соответствующего учебного плана в соответствии с расписанием занятий. Посещение учебных занятий, предусмотренных расписанием, отмечается в журнале успеваемости в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом Школы. 4.5. Начало учебного года при реализации общеобразовательной программы соответствующего уровня общего образования может переноситься в очно-заочной форме обучения не более чем на один месяц, в заочной форме обучения – не более чем на три месяца. 4.6. Основными формами организации учебной деятельности являются урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультации, занятие в рамках внеурочной деятельности, а также иные виды деятельности, предусмотренные учебными планами. 4.7. Основными формами организации образовательной деятельности при заочной форме обучения являются самостоятельная работа учащихся, групповые или индивидуальные консультации, зачеты (экзамены). Сроки проведения промежуточной аттестации определяет педагогический совет с учетом конкретных условий обучения. 4.8. Общий объем учебной нагрузки в течение дня для всех форм обучения устанавливается с учетом требований санитарных норм и правил. 4.9. В очно-заочной, заочной формах обучения по предмету «Физическая культура» предусматриваются учебные занятия в объеме не менее двух часов 5 для очно-заочной формы обучения и не менее одного часа для заочной формы обучения. Для удовлетворения биологической потребности в движении и физической активности независимо от возраста обучающихся учебные занятия могут быть организованы по индивидуальному учебному плану. 4.10. Сроки получения общего образования соответствующего уровня в зависимости от формы обучения устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами. 4.11. Школа вправе реализовывать общеобразовательные программы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при любой форме обучения в порядке, установленном законодательством в области образования. Объем учебных занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, при реализации образовательной программы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий определяется учебным планом (индивидуальным учебным планом) и расписанием занятий. 4.12. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация по отдельным частям учебного предмета или учебному предмету в целом, курсу, дисциплине (модулю) образовательной программы проводятся в рамках часов, отведенных учебным планом на соответствующие части образовательной программы. Формы, периодичность, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся всех форм обучения устанавливаются локальным нормативным актом школы. Результаты текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся всех форм обучения фиксируются в журнале успеваемости. 4.13. Государственная итоговая аттестация обучающихся по различным формам получения образования проводится в полном соответствии с действующими на момент аттестационных мероприятий Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования. 4.14. Индивидуальный учет результатов освоения образовательных программ обучающимися в очно-заочной или в заочной форме обучения и поощрений таких обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях 6 осуществляются в порядке, установленном локальным нормативным актом школы. 5. Организация получения общего образования по очной форме обучения 5.1. Получение общего образования по очной форме обучения предполагает обязательное посещение обучающимися всех учебных занятий по предметам учебного плана Школы. 5.2. Обучающимся, осваивающим образовательные программы общего образования по очной форме обучения, предоставляются на время обучения бесплатно учебники и другая литература, имеющаяся в библиотеке Школы. 5.3. Основой организации образовательного процесса по очной форме обучения является урок. 5.4. Организация образовательного процесса по очной форме обучения регламентируется расписанием занятий, которое утверждается директором Школы. 5.5. Обучающиеся, осваивающие образовательные программы общего образования по очной форме обучения, проходят промежуточную аттестацию в соответствии с локальным актом Школы – Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. 6.6. Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, не предусмотренных учебным планом Школы. Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних учащихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. 7. Особенности организации очно-заочной и заочной форм обучения 7.1. Школа открывает классы с очно-заочной, заочной формами обучения при наличии условий, необходимых для осуществления образовательной деятельности. 7.2. Наполняемость классов при очно-заочной форме обучения устанавливается в количестве не менее 15 обучающихся. При меньшем количестве обучающихся учреждение может организовывать классы с заочной формой обучения. 7.3. Классы заочной формы обучения учреждение открывает при наличии не менее 9 обучающихся. 7 В случае если с заявлением об обучении в очно-заочной или заочной форме в школу обратилось менее 9 человек, обучение по выбранным формам организуется по индивидуальному учебному плану для каждого обучающегося. 7.4. Совершеннолетние граждане, указанные в пункте 2.3 положения, помимо заявления о приеме на обучение предоставляют аттестат об основном общем образовании (при наличии), выписку из классного журнала, справку об обучении или периоде обучения в образовательной организации по программам начального общего, основного общего или среднего общего образования или иные подтверждающие документы с указанием количества часов, прослушанных по общеобразовательным предметам. Лица, не имеющие указанных документов, могут быть приняты по их заявлению на основании аттестации, проведенной педагогическими работниками школы. 7.5. Предельный возраст получения основного общего и среднего общего образования не ограничивается. 8. Организация получения общего образования по заочной форме обучения 8.1. Заочная форма обучения организуется в Школе в соответствии с потребностями и возможностями обучающихся по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при наличии необходимых условий. 8.2. Для обучающихся, осваивающих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования в очной форме и не имеющих возможности по уважительным причинам посещать учебные занятия, организуемые в очной форме, на период их отсутствия организуется заочная форма обучения. Уважительной причиной признается нахождение на стационарном лечении в лечебнопрофилактическом учреждении, в котором отсутствует возможность очного обучения в образовательном учреждении. 8.3. Основой организации учебной работы по заочной форме обучения являются самостоятельная работа учащихся, групповые или индивидуальные консультации, зачеты (экзамены). 8.4. Обучение по заочной форме осуществляется при обязательном выполнении федеральных государственных образовательных стандартов по всем предметам учебного плана конкретного класса Школы. 8.5. При освоении общеобразовательных программ в заочной форме Школа предоставляет обучающемуся: 8 - адресные данные Школы: номера телефонов, адрес электронной почты, адрес сайта в Интернете, учебный план; план учебной работы на четверть (полугодие) или учебный год по каждому предмету учебного плана; учебники; перечень практических и лабораторных работ с рекомендациями по их подготовке; контрольные работы с образцами их выполнения; перечень тем для проведения зачетов; расписание консультаций, зачетов. 8.6. Аттестация обучающихся по заочной форме проводится по полугодиям. Порядок, формы и сроки проведения промежуточной аттестации обучающегося по заочной форме обучения определяются Школой в соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. При этом учитывается особенности индивидуальной ситуации обучающегося и сроки могут переноситься. Текущий контроль освоения обучающимися общеобразовательных программ по предметам учебного плана может осуществляться в форме зачетов (устных, письменных, комбинированных) по основным темам учебного курса. Зачету обязательно должно предшествовать проведение консультации. Результат зачета заносится в журнал. Годовые отметки учащемуся, осваивающему общеобразовательные программы в заочной форме, выставляются с учетом результатов выполненных работ и промежуточной аттестации по предмету. 8.7. Ответственным за организацию обучения учащихся в заочной форме является заместитель директора, курирующий данное направление работы в соответствии с функциональными обязанностями. 9. Организация получения общего образования по очно-заочной форме обучения 9.1. Получение общего образования в очно-заочной форме предполагает сочетание очной формы обучения и самостоятельное изучение обучающимися предметов общеобразовательных программ: начального общего, основного общего, среднего общего образования, с последующей промежуточной и государственной итоговой аттестацией. 9.2. Перевод обучающихся на очно-заочную форму обучения осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося при наличии в Школе необходимых условий. 9 9.3. Для обучающихся, выбравших очно-заочную форму обучения, составляется индивидуальный график обучения с учетом пожеланий и возможностей участников образовательного процесса. 9.4. При выборе очно-заочной формы обучения необходимо наличие следующей документации: заявление родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося; согласие родителя (законного представителя) с тем, что в учебное время, в которое обучающийся не посещает уроки, родитель (законный представитель) самостоятельно несет ответственность за жизнь и здоровье обучающегося; индивидуальный график обучения на полугодие со списком учителейпредметников, осуществляющих консультации и промежуточную аттестацию, с контактными адресами и телефонами. 9.5. Ответственным за организацию обучения учащихся в очнозаочной форме является заместитель директора, курирующий данное направление работы в соответствии с функциональными обязанностями. 9.6. Для получения общего образования в очно-заочной форме в пределах основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования действуют федеральные государственные образовательные стандарты. 9.7. Организация образовательного процесса в Школе регламентируется учебным планом, расписанием занятий, образовательными программами для каждого уровня обучения, рабочими программами педагогов, которые находятся в открытом доступе для всех участников образовательного процесса на сайте Школы. 9.8. Обучающийся в очно-заочной форме имеет право в соответствии с утвержденным индивидуальным учебным планом по выбранным предметам и программам посещать уроки, лабораторные и практические занятия, элективные курсы , брать учебную литературу из библиотечного фонда Школы, получать индивидуальные консультации, принимать участие в олимпиадах и конкурсах. 9.9. Участники образовательного процесса в праве корректировать формы организации обучения учащегося и выбирать наиболее удобные для успешного освоения обучающимся образовательной программы (дистанционные, групповые, индивидуальные). 10 9.10. В электронном и классном журнале в строчке ученика, переведенного на очно-заочную форму обучения, выставляются оценки, в соответствии с пройденными темами, утверждёнными в индивидуальном плане обучающегося. 9.11. Обучающийся, получающий образование в очно-заочной форме, может получать в школе дополнительные образовательные услуги (в том числе и на договорной основе) за пределами основной образовательной программы с учётом своих интересов и индивидуальных особенностей. Порядок освоения программ дополнительного образования и внеурочной занятости отражается в индивидуальном плане построения образовательной деятельности учащегося в школе. 9.12. Качество освоения программ основного общего образования, вынесенных на самостоятельное изучение обучающимися, контролируется с помощью различных видов контроля. Формы и сроки проведения оценивания знаний учащегося по основным темам, определяются участниками образовательного процесса и фиксируются в учебном плане обучающегося. 9.13. Оценки за четверть и год выставляются с учетом оценок за все виды проверочных работ в устной, письменной или дистанционной форме, с учётом индивидуального учебного плана и определённых им сроков сдачи работ. 9.14. Порядок, формы и сроки проведения промежуточной и итоговой аттестации для обучающихся по очно-заочной форме устанавливаются в соответствии с индивидуальным учебным планом, по основным образовательным областям общеобразовательных программ Школы, размещенных на официальном сайте Школы, и согласуются с родителями (законными представителями) обучающегося с момента перехода на очнозаочное обучение на текущий учебный год. 10. Организация обучения в форме семейного образования 10.1. Общее образование может быть получено обучающимися в форме семейного образования. Обучающийся, получающий образование в семье, вправе по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательной организации. 10.2. Освоение общеобразовательных программ в форме семейного образования предполагает самостоятельное или с помощью педагогов, или с 11 помощью родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося освоение общеобразовательных программ. 10.3. При выборе обучающимся освоения образовательных программ в форме семейного образования родители (законные представители) обращаются в Школу с заявлениями: об исключении обучающегося из контингента Школы, в которой он раньше обучался или числится в контингенте; об организации и проведении промежуточной и/или государственной итоговой аттестации обучающегося. При подаче заявлений должен быть предъявлен оригинал документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя). 10.4. Обучение в форме семейного образования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в любой образовательной организации в установленном порядке. Порядок организации и прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, регулируется локальными актами Школы – положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, положением о порядке и формах проведения итоговой аттестации, доступным для беспрепятственного ознакомления, в том числе на сайте Школы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. 10.5. Для прохождения промежуточной и/или государственной итоговой аттестации родители (законные представители) обучающегося, получающего образование в форме семейного образования, заключают договор с образовательной организацией об организации и проведении промежуточной и/или государственной итоговой аттестации. 10.6. Школа в соответствии с договором: предоставляет обучающемуся на время обучения бесплатно учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке Школы; обеспечивает обучающемуся методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ; осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию обучающегося. 10.7. Промежуточная аттестация обучающегося по общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования при обучении в форме семейного 12 образования осуществляется в соответствии с ФГОС и графиком проведения аттестации. 10.8. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в сроки, установленные в образовательной организации. 10.9. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации. 10.10. Зачисление в Школу лица, находящегося на семейной форме образования для продолжения обучения в образовательной организации осуществляется в соответствии с Правилами приема в соответствующий класс, утвержденными директором Школы. 10.11. Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации. 10.12. В случае успешной государственной итоговой аттестации после освоения обучающимся образовательных программ в форме семейного образования ему выдается документ государственного образца об основном общем образовании. 10.13. При получении общего образования в форме семейного образования, Школа, осуществляющая образовательную деятельность, несет ответственность только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося. Ответственность за обеспечение обучения в семейной форме образования несут родители (законные представители) обучающегося. 11. Организация обучения учащихся в форме самообразования 11.1. Среднее общее образование может быть получено обучающимся в форме самообразования. 13 Самообразование предполагает самостоятельное, в т.ч. ускоренное, освоение общеобразовательных программ по отдельным предметам, классам, курсам среднего общего образования с последующей аттестацией в Школе. 11.2. Для самообразования, как и для других форм получения образования, в рамках конкретной общеобразовательной программы действует ФГОС. 11.3. Организация обучения учащегося в форме самообразования осуществляется вне Школы. Обучающиеся, осваивающие общеобразовательные программы в форме самообразования, в контингент обучающихся не зачисляются. 11.4. Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования, вправе пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию в образовательной организации. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе. Порядок организации и прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, в том числе экстернами, регулируется локальным актом Школы – положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, доступным для беспрепятственного ознакомления, в том числе на сайте Школы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. 11.5. При выборе обучающимся освоения образовательных программ в форме самообразования родители (законные представители) обращаются в Школу с заявлениями: об исключении обучающегося из контингента образовательной организации, в которой он раньше обучался или числится в контингенте; об организации и проведении промежуточной и/или государственной итоговой аттестации обучающегося. При подаче заявлений должен быть предъявлен оригинал документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя). 11.6. Для прохождения промежуточной и/или государственной итоговой аттестации родители (законные представители) обучающегося, получающего образование в форме самообразования, заключают договор с образовательной организацией об организации и проведении промежуточной и/или государственной итоговой аттестации. 11.7. Промежуточная аттестация обучающегося по общеобразовательным программам среднего общего образования при 14 обучении в форме самообразования осуществляется в соответствии с ФГОС. 11.8. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в сроки, установленные образовательной организацией. 11.9. Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие получение среднего общего образования в форме самообразования, обязаны создать для него условия для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации. 11.10. В случае успешной государственной итоговой аттестации после освоения обучающимся образовательных программ в форме самообразования ему выдается аттестат о среднем общем образовании. 11.11. Повторное освоение обучающимся образовательных программ в форме самообразования не допускается. 15