Рабочая программа воспитания

5МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27

РАССМОТРЕНО
на заседании Педагогического Совета
Протокол
от 30.08.2022 № 2

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора МАОУ СОШ № 27
от 31.08.2022 № 81

РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
на 2022-2025 г.г.

г. Таганрог
2022

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка..............................................................................................3
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ...............................................................................................6
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся...........................................................6
1.2 Направления воспитания.....................................................................................8
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания....................................................9
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ..........................................................................18
2.1 Уклад общеобразовательной организации...................................................18
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности.......................19
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ......................................................................31
3.1 Кадровое обеспечение....................................................................................31
3.2 Нормативно-методическое обеспечение.......................................................32
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями.........................................................................32
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся.........................................................................33
3.5 Анализ воспитательного процесса................................................................35
Приложение. Календарный план воспитательной работы НОО, ООО, СОО....38

2

Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания МАОУ СОШ № 27 г. Таганрога (далее Программа) — основополагающий документ, устанавливающий приоритеты,
стратегию и основные направления развития воспитательной работы в
школе.
Основания для разработки Программы:
1. Федеральные документы:
— Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №
273-ФЗ
«Об
образовании в Российской Федерации»;
— Федеральный закон от 23 июня 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка» (в ред. От 02.12.2013 № 328-ФЗ);
— Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до
2024 года»;
— Указ ПрезидентаРоссийской
Федерации от 29.10.2015 №536 «О
создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской
организации «Российское движение школьников»;
— Национальный проект «Образование» (2019-2024 гг.), паспорт проекта
утверждён президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому
развитию и национальным проектами, протокол от 03.09.2018 № 10;
— Государственная программа «Развитие образования» на 2018-2025
годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г.
№ 1642 «Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Развитие образования»
— Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996 р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»;
— Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября
2014 г. № 2403-p
«Основы государственной молодежной политики Российской
Федерации на период до 2025 года»;
— Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 года № 1726-p
«Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
— Примерная программа воспитания, одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2
июня 2020 г. № 2/20).
3

2. Региональные документы.
- Приказ Минобразования Ростовской области от 20 февраля 2021 года
№ 147 «Об утверждении плана мероприятий по реализации в Ростовской
области в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года»
- Приказ Минобразования Ростовской области от 10 июня 2021 года №
546 «Об утверждении региональной программы развития воспитания»
Программа написана на период до 2025 года и представляет собой
управленческий документ, предусматривающий реализацию комплекса
мероприятий и создание необходимых условий для достижения
определенных
документами
стратегического
планирования
целей
государственной политики в сфере воспитания.
Ключевым понятием воспитания в Программе принято определение,
характеризующее его в Федеральном законе «Об образовании в Российской
федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 26.07.2019) как деятельность,
направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения
и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства.
Программа как проект перспективного развития системы воспитания в
школе призвана:
—
обеспечить достижение целевых показателей Государственной
программой Российской Федерации «Развитие образования» на срок 20182025 годы (утвержденной постановлением Правительства Российской
Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642) и стратегических целей
Национального проекта «Образование» в деятельности ОО в области
воспитания;
обеспечить всестороннее удовлетворение воспитательных и
образовательных запросов субъектов образовательных отношений;
—
консолидировать усилия всех заинтересованных участников
образовательных отношений и социального окружения для достижения целей
Программы.
Программа призвана помочь классным руководителям создать и
реализовать собственные программы воспитания, направленные на решение
проблем гармоничного вхождения обучающихся в социальный мир и
налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.
—

4

В центре Программы в соответствии с Федеральными государственными
образовательными стандартами (далее — ФГОС) общего образования
находится личностное развитие обучающихся, формирование у них
системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из
результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к
российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам
поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить
достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС:
формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность
обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное
участие в социально-значимой деятельности.
Программа воспитания является обязательной частью основной
образовательной программы МАОУ СОШ № 27 и призвана помочь всем
участникам образовательного процесса реализовать воспитательный
потенциал совместной деятельности и тем самым сделать школу
воспитывающей организацией.
Опираясь на модули и события Программы, классные руководители
разрабатывают свои рабочие программы воспитания.

5

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
Участниками образовательных отношений являются педагогические и
другие

работники

представители),
реализации

школы,

обучающиеся,

представители

иных

образовательного

законодательством
общеобразовательной

Российской
организации.

своих

детей.

родители

организаций,
процесса

Родители

(законные

участвующие

в

Федерации,

несовершеннолетних обучающихся имеют
воспитание

их

соответствии с

локальными
(законные

актами

представители)

преимущественное

Содержание

в

воспитания

право на

обучающихся в

общеобразовательной организации определяется содержанием российских
базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены
в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют
инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент
содержания

воспитания

обучающихся

включает

духовно-нравственные

ценности культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная

деятельность

в

общеобразовательной

организации

планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной
политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение
Правительства

Российской

Федерации

от

29

мая

2015

г.№ 996-р).

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей
является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские
традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и
умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного
общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся
Современный

российский

высоконравственный,

национальный

творческий,

воспитательный

компетентный
6

идеал

гражданин

—

России,

принимающий

судьбу

Отечества

как

свою

личную,

осознающий

ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и
культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами
Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся в
общеобразовательной организации: развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование
у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти
защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного
отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания обучающихся в общеобразовательной организации:
усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций,
которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям,
традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим
нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения,
межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний;
достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ
в соответствии с ФГОС. Личностные результаты освоения обучающимися
общеобразовательных программ
гражданской

идентичности,

включают

осознание

сформированность

у

ими

российской

них

ценностей

самостоятельности и инициативы, готовность обучающихся к саморазвитию,
самостоятельности и личностному самоопределению, наличие мотивации к
целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность
внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе,
окружающим людям и жизни в целом.
7

Воспитательная деятельность в школе планируется и осуществляется на
основе

аксиологического,

антропологического,

системно-деятельностного,

культурно-исторического,

личностно-ориентированного подходов и с

учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания,
совместной

деятельности детей и взрослых, следования нравственному

примеру,

безопасной

жизнедеятельности,

инклюзивности,

возрастосообразности.
1.2 Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности
общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в
соответствии с ФГОС:
 гражданское
гражданской

воспитание

идентичности,

—

формирование

принадлежности

к

общности

российской
граждан

Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском
государстве и субъекту тысячелетней российской государственности,
уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и
политической культуры;
 патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю,
Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое
просвещение, формирование российского национального исторического
сознания, российской культурной идентичности;
 духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе
 духовно-нравственной культуры народов России, традиционных
религий народов России, формирование традиционных российских семейных
ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, сопереживания,
справедливости, коллективизма, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к
старшим, к памяти предков, их вере и культурным традициям;
 эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры
на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение
8

к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
 физическое воспитание, формирование культуры здорового
образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических
способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков
безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных
ситуациях;
 трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую
деятельность,

получение

профессии,

личностное

самовыражение

в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе,
достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
 экологическое

воспитание

—

формирование

экологической

культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей
среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков
охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
 ценности

научного

познания

—

воспитание

стремления

к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний,
качественного образования с учётом личностных интересов и общественных
потребностей.
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального
общего образования.
Целевые ориентиры
Гражданско-патриотическое воспитание
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий
представление о Родине — России, её территории, расположении.
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан
России, проявляющий уважение к своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
родного края, своей Родины — России, Российского государства.
Понимающий значение гражданских символов (государственная
9

символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и
защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.
Имеющий
первоначальные
представления
о
правах
и
ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной
организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа,
семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий
индивидуальность и достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать
помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и
моральный вред другим людям, уважающий старших.
Умеющий оценивать
поступки
с
позиции
их
соответствия
нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми
разных народов, вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы,
родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе,
искусстве, творчестве людей.
Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой
художественной культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные
правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в
том числе в информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены,
безопасного поведения в быту, природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей
здоровья, занятия физкультурой и спортом.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность,
соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста.
Трудовое воспитание

10

Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к
результатам труда, ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в
различных
видах
доступного
по возрасту труда, трудовой деятельности.
Экологическое воспитание
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы,
влияние людей на природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие
действий, приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться
экологических норм.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям,
науке.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и
социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи
живой и неживой природы, о науке, научном знании.
Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и
осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания.

Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего
образования.
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Знающий
и
принимающий
свою
российскую
гражданскую
принадлежность (идентичность) в поликультурном, многонациональном и
многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе.
Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
народа России, тысячелетней истории российской государственности на
основе
исторического
просвещения,
российского
национального
исторического сознания.
Проявляющий уважение к государственным символам России,
праздникам. Проявляющий готовность к выполнению обязанностей
гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод при
уважении прав и свобод, законных интересов других людей.

11

Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений
экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной
организации, в том числе
самоуправлении, ориентированный
на
участие
в
социально значимой деятельности, в том числе
гуманитарной.
Патриотическое воспитание
Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий
свой народ, его традиции, культуру.
Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию
своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам,
традициям народов, проживающих в родной стране.
Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры
своего края, своего народа, других народов России.
Знающий и уважающий достижения нашей Родины — России в науке,
искусстве, спорте, технологиях, боевые подвиги и трудовые достижения,
героев и защитников Отечества в прошлом и современности.
Принимающий участие в мероприятиях патриотической направленности.
Духовно-нравственное воспитание
Знающий и уважающий духовно-нравственную культуру своего народа,
ориентированный на духовные ценности и нравственные нормы народов
России, российского общества в ситуациях нравственного выбора (с учётом
национальной, религиозной принадлежности).
Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских
духовно-нравственных ценностей и норм с учётом осознания последствий
поступков.
Выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков,
поведения, противоречащих традиционным в России духовнонравственным нормам и ценностям.
Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в
условиях индивидуального и общественного пространства, значение и
ценность межнационального, межрелигиозного согласия людей, народов в
России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.
Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным
семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для
создания семьи, рождения и воспитания детей.
Проявляющий интерес к чтению, к родному языку, русскому языку и
литературе как части духовной культуры своего народа, российского
общества.

12

Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства,
народных традиций и народного творчества в искусстве.
Проявляющий эмоционально-чувственную восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов,
понимание их влияния на поведение людей.
Сознающий роль художественной культуры как средства коммуникации
и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм,
ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, в
художественном творчестве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия
Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение
личных усилий в сохранении здоровья, знающий и соблюдающий правила
безопасности, безопасного поведения, в том числе в информационной
среде.
Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярную физическую активность).
Проявляющий неприятие вредных привычек (курения, употребления
алкоголя, наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их
последствий, вреда для физического и психического здоровья.
Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и
других людей), стремящийся управлять собственным эмоциональным
состоянием.
Способный адаптироваться
к
меняющимся
социальным,
информационным и природным условиям, стрессовым ситуациям.
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты своего труда, труда других людей.
Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний.
Сознающий важность трудолюбия, обучения труду, накопления навыков
трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной
профессиональной самореализации в российском обществе.
Участвующий в решении практических трудовых дел, задач (в семье,
общеобразовательной организации, своей местности) технологической и
социальной направленности, способный инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность.
Выражающий готовность к осознанному выбору и построению
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учётом личных и общественных интересов, потребностей.

13

Экологическое воспитание
Понимающий значение и глобальный характер экологических проблем,
путей их решения, значение экологической культуры человека, общества.
Сознающий свою ответственность как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
Выражающий активное неприятие действий, приносящих вред природе.
Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук
для решения задач в области охраны природы, планирования своих
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.
Участвующий в
практической
деятельности
экологической,
природоохранной направленности.
Ценности научного познания
Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с
учётом индивидуальных интересов, способностей, достижений.
Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой.
Развивающий навыки использования различных средств познания,
накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в
информационной, цифровой среде).
Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления
опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания,
исследовательской деятельности.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне среднего общего
образования.
Целевые ориентиры
Гражданское воспитание
Осознанно выражающий свою российскую гражданскую принадлежность
(идентичность)
в
поликультурном,
многонациональном
и
многоконфессиональном российском обществе, в мировом сообществе.
Сознающий своё единство с народом России как источником власти и
субъектом тысячелетней российской государственности, с Российским
государством, ответственность за его развитие в настоящем и будущем на
основе исторического просвещения, сформированного российского
национального исторического сознания.
Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно
отстаивать суверенитет и достоинство народа России и Российского
государства, сохранять и защищать историческую правду.
Ориентированный на активное гражданское участие на основе уважения
закона и правопорядка, прав и свобод сограждан.
Осознанно и деятельно выражающий неприятие любой дискриминации по
социальным, национальным, расовым, религиозным признакам, проявлений
14

экстремизма, терроризма, коррупции, антигосударственной деятельности.
Обладающий опытом гражданской социально значимой деятельности (в
ученическом самоуправлении, волонтёрском движении, экологических,
военно-патриотических и др. объединениях, акциях, программах).
Патриотическое воспитание
Выражающий свою национальную, этническую принадлежность,
приверженность к родной культуре, любовь к своему народу.
Сознающий причастность к многонациональному народу Российской
Федерации, Российскому Отечеству, российскую культурную идентичность.
Проявляющий деятельное ценностное отношение к историческому и
культурному наследию своего и других народов России, традициям,
праздникам, памятникам народов, проживающих в родной стране — России.
Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за
рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении
российской культурной идентичности.
Духовно-нравственное воспитание
Проявляющий приверженность традиционным духовно-нравственным
ценностям, культуре народов России с учётом мировоззренческого,
национального, религиозного самоопределения.
Действующий и оценивающий своё поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиций традиционных российских духовнонравственных ценностей и норм с осознанием последствий поступков,
деятельно выражающий неприятие антигуманных и асоциальных поступков,
поведения, противоречащих этим ценностям.
Проявляющий уважение к жизни и достоинству каждого человека, свободе
мировоззренческого выбора и самоопределения, к представителям
различных этнических групп, религий народов России, их национальному
достоинству
и религиозным чувствам с учётом
соблюдения
конституционных прав и свобод всех граждан.
Понимающий и деятельно выражающий ценность межрелигиозного,
межнационального согласия людей, народов в России, способный вести
диалог с людьми разных национальностей, религиозной принадлежности,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских
традиционных семейных ценностей; понимания брака как союза мужчины и
женщины для создания семьи, рождения и воспитания в семье детей;
неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности.
Обладающий сформированными представлениями о ценности и значении
в отечественной и мировой культуре языков и литературы народов России,
демонстрирующий устойчивый интерес к чтению как средству познания
отечественной и мировой духовной культуры.

15

Эстетическое воспитание
Выражающий понимание ценности отечественного и
мирового
искусства, российского и мирового художественного наследия.
Проявляющий восприимчивостьк
разным
видам
искусства,
понимание эмоционального воздействия искусства, его в лияния на
поведение людей, умеющий критически оценивать это влияние.
Проявляющий понимание художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения в современном обществе, значения
нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.
Ориентированный на осознанное творческое самовыражение, реализацию
творческих
способностей в разных видах искусства с учётом российских
традиционных духовных и нравственных ценностей, на эстетическое
обустройство собственного быта.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального
благополучия
Понимающий и выражающий в практической деятельности ценность
жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и
укреплении своего здоровья и здоровья других людей.
Соблюдающий правила личной и общественной безопасности, в том числе
безопасного поведения в информационной среде.
Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическую
активность), стремление к физическому совершенствованию, соблюдающий
и пропагандирующий безопасный и здоровый образ жизни.
Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек
(курения, употребления алкоголя, наркотиков, любых форм зависимостей),
деструктивного поведения в обществе и цифровой среде, понимание их
вреда для физического и психического здоровья.
Демонстрирующий навыки рефлексии своего состояния (физического,
эмоционального, психологического), состояния других людей с точки
зрения безопасности, сознательного управления своим эмоциональным
состоянием, развивающий способности адаптироваться к стрессовым
ситуациям в общении, в разных коллективах, к меняющимся условиям
(социальным, информационным, природным).
Трудовое воспитание
Уважающий труд, результаты труда, трудовые и профессиональные
достижения своих земляков, их вклад в развитие своего поселения, края,
страны, трудовые достижения российского народа.
Проявляющий способность к творческому созидательному социально
значимому труду в доступных по возрасту социально-трудовых ролях, в том
числе предпринимательской деятельности в условиях самозанятости или
наёмного труда.
16

Участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида
в семье, общеобразовательной организации, своей местности, в том числе
оплачиваемом труде в каникулярные периоды, с учётом соблюдения
законодательства.
Выражающий осознанную готовность к получению профессионального
образования, к непрерывному образованию в течение жизни как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности.
Понимающий специфику трудовой деятельности, регулирования трудовых
отношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в
информационном высокотехнологическом обществе, готовый учиться и
трудиться в современном обществе.
Ориентированный на осознанный выбор сферы трудовой,
профессиональной деятельности в российском обществе с учётом личных
жизненных планов, потребностей своей семьи, общества.
Экологическое воспитание
Демонстрирующий в поведении сформированность экологической
культуры на основе понимания влияния социально-экономических
процессов на природу, в том числе на глобальном уровне, ответственность
за действия в природной среде.
Выражающий деятельное неприятие действий, приносящих вред природе.
Применяющий знания естественных и социальных наук для разумного,
бережливого природопользования в быту, общественном пространстве.
Имеющий и
развивающий
опыт
экологически
направленной,
природоохранной, ресурсосберегающей деятельности, участвующий в его
приобретении другими людьми.
Ценности научного познания
Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных
областях с учётом своих интересов, способностей, достижений.
Обладающий представлением о современной научной картине мира,
достижениях науки и техники, аргументированно выражающий понимание
значения науки в жизни российского общества, обеспечении его
безопасности, гуманитарном, социально- экономическом развитии России.
Демонстрирующий навыки критического мышления, определения
достоверной научной информации и критики антинаучных представлений.
Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и
систематизации фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и
гуманитарной областях познания, исследовательской деятельности.

17

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1 Уклад общеобразовательной организации
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 27 находится в городской местности.
Контингент обучающихся школы стабилен. С 2020 года школа является
инновационной площадкой «Стратегии смыслового чтения и формирование
читательской грамотности как метапредметный результат общего образования в
аспекте ФГОС».
Развиты направления дополнительного образования – художественного,
туристско-краеведческого,
естественнонаучного,
социальногуманитарного, физкультурно-спортивного и гуманитарных профилей. В 2022
году создано структурное подразделение – Школьный спортивный клуб «27
Рекордов», которое является одним из основных направлений развития
спортивно-оздоровительной деятельности во внеурочное время в школе в рамках
реализации ФГОС и дополнительного образования.
В школе – 850 обучающихся. Увеличивается количество семей, попавших в
трудную жизненную ситуацию, состоящих на различных видах
профилактического учета – семьи СОП, многодетные, опекаемые дети. Растет
количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Наблюдается
ежегодное движение числа детей среди обучающихся.
Процесс воспитания в МАОУ СОШ № 27 основывается на следующих
принципах взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически
комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно
конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в
школе детско- взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов
яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как
предмета
совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия
его эффективности.
18

Основные традиции воспитания в МАОУ СОШ № 27
стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются
ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов;
важной чертой каждого ключевого дела и большинства
используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников
является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное
проведение и коллективный анализ их результатов;
в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления
ребенка, увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного
наблюдателя до организатора);
педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в
рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских
объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских
взаимоотношений;
ключевой фигурой воспитания в школе является классный
руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно
развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов)
функции.
2.2

Виды, формы и содержание воспитательной деятельности

Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках
всех направлений деятельности школы. Содержание, виды и формы
воспитательной деятельности представлены в соответствующих модулях.
2.2.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела — это главные традиционные общешкольные дела, в
которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно
планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и
детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс
коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников,
объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые дела
обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых,
способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию
к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает
преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору
мероприятий, организуемых педагогами для детей.
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел
19

предусматривает:
 общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные,
музыкальные, литературные и т.п.) мероприятия, связанные с государственными
(общероссийскими, региональными) праздниками, памятными датами, в которых
участвуют все классы;
 участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям в
России, мире;
 торжественные мероприятия, связанные с завершением образования,
переходом на следующий уровень образования, символизирующие приобретение
новых социальных статусов в школе, обществе;
 церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся
и педагогов за активное участие в жизни школы, достижения в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы, города и
региона- ежегодный школьный фестиваль «Союз науки, творчества и здоровья»,
торжественные линейки «Итоги».;
 социальные проекты в школе, совместно разрабатываемые и реализуемые
обучающимися и педагогами, в том числе с участием организаций социальных
партнёров школы, комплексы дел благотворительной, экологической,
патриотической, трудовой и др. направленности;
 проводимые для жителей своего района и организуемые совместно с
семьями обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с
памятными датами, значимыми событиями для жителей своего микрорайона;
 разновозрастные сборы – выездные события, включающие в себя
комплекс коллективных творческих дел гражданской, патриотической, историкокраеведческой, экологической, трудовой, спортивно-оздоровительной и др.
направленности;
 вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в
разных ролях: сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов,
ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и
оборудование, за приглашение и встречу гостей и т.д., помощь обучающимся в
освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел;
 наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки,
проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, его отношениями с
обучающимися разных возрастов, с педагогами и другими взрослыми.
2.2.2. Модуль «Классное руководство»
Реализация
воспитательного
потенциала
предусматривает:
20

классного

руководства

 планирование и проведение классных часов;
 поддержку активной позиции каждого обучающегося, предоставления им
возможности обсуждения и принятия решений, создания благоприятной среды
для общения;
 инициирование и поддержку участия класса в общешкольных
мероприятиях, делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их
подготовке, проведении и анализе;
 организацию интересных и полезных для личностного развития
обучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них школьников с
разными потребностями, давать им возможности для самореализации,
устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них значимым
взрослым, задающим образцы поведения;
 сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение
и командообразование; внеучебные и внешкольные мероприятия, походы,
экскурсии; празднования в классе дней рождения обучающихся, классные
«огоньки» и вечера;
 выработку совместно с обучающимися правил поведения класса,
помогающих освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать
в школе;
 изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через
наблюдение за их поведением в повседневной жизни, в специально создаваемых
педагогических ситуациях, в играх, беседах по нравственным проблемам;
результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с родителями,
учителями, а также (при необходимости) со школьным психологом;
 доверительное общение и поддержку обучающихся в решении проблем
(налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогами,
успеваемость и т.д.), совместный поиск решений проблем, коррекцию поведения
обучающихся через частные беседы индивидуально и вместе с их родителями, с
другими обучающимися класса;
 индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личных
портфолио, в которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные,
личностные достижения;
 регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на
формирование единства мнений и требований педагогов по вопросам обучения и
воспитания, предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и
обучающимися;
 проведение мини-педсоветов для решения конкретных проблем класса,
интеграцию воспитательных влияний педагогов на обучающихся, привлечение
учителей-предметников к участию в классных делах, дающих им возможность
21

лучше узнавать и понимать детей, общаясь и наблюдая их во внеучебной
обстановке, участвовать в родительских собраниях класса;
 организацию и проведение регулярных родительских собраний,
информирование родителей о школьных успехах и проблемах обучающихся, их
положении в классе, о жизни класса в целом, помощь родителям в отношениях с
администрацией, учителями;
 создание и организацию работы родительского комитета класса,
участвующего в решении вопросов воспитания и обучения в классе, школе;
 привлечение родителей (законных представителей), членов семей
обучающихся к организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в
классе и школе;
 проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и тд.
2.2.3. Модуль «Внеурочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности
осуществляется в соответствии с планами учебных курсов, внеурочных занятий
и предусматривает:
 вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность,
которая дает им возможность удовлетворения познавательных интересов,
самореализации, развития способностей в разных сферах;
 формирование в кружках, секциях, клубах, студиях детско-взрослых
общностей, которые объединяют обучающихся и педагогов общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями;
 поддержку средствами внеурочной деятельности обучающихся с
выраженной лидерской позицией, возможность ее реализации;
 поощрение педагогическими работниками детских инициатив, проектов,
самостоятельности, самоорганизации в соответствии с их интересами.
В реализации внеурочной деятельности принимают участие классные
руководители, педагог - психолог, учителя - предметники, педагог –
библиотекарь, педагоги дополнительного образования, педагог-организатор.
Внеурочная деятельность организуется по пяти направлениям развития
личности:
1.
Общеинтеллектуальное.
Курсы
внеурочной
деятельности,
направленные на передачу школьникам социально значимых знаний,
развивающие их любознательность, расширяющие их кругозор, позволяющие
привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим,
гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое
мировоззрение и научную картину мира.
22

Духовно – нравственное. Курсы внеурочной деятельности,
создающие благоприятные условия для самореализации школьников,
направленные на раскрытие их творческих способностей, которые помогут им в
дальнейшем принести пользу другим людям или обществу в целом;
формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание
ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовнонравственное развитие.
3.
Социальное. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
развитие коммуникативных и лидерских компетенций школьников, проектного
мышления, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и
слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо
относиться к разнообразию взглядов людей, на развитие самостоятельности и
ответственности школьников:
4.
Спортивно – оздоровительное. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на физическое развитие школьников, пропаганду физической
культуры и спорта, развитие их ценностного отношения к своему здоровью,
мотивацию и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли,
ответственности, формирование установок на защиту слабых:
5.
Общекультурное. Курсы внеурочной деятельности, направленные
на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников,
развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде:
Содержание данных занятий формируется с учётом пожеланий учащихся и
их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством
различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких
как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты,
школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и
научные исследования, общественно полезные практики и т.д.
2.

2.2.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация воспитательного потенциала уроков (аудиторных занятий в
рамках максимально допустимой учебной нагрузки) предусматривает:
 включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов,
модулей, тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы
школы;
 максимальное использование воспитательных возможностей содержания
учебных предметов для формирования у обучающихся российских
традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей; подбор
соответствующего тематического содержания, текстов для чтения, задач для
23

решения, проблемных ситуаций для обсуждений;
 выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и
задачами воспитания; реализация приоритета воспитания в учебной
деятельности;
 полноценную реализацию потенциала уроков в предметных областях
целевой воспитательной духовно-нравственной направленности по основам
религиозных культур и светской этики в начальной школе, основам духовнонравственной культуры народов России в основной школе с учетом выбора
родителями обучающихся учебных предметов, курсов, модулей в соответствии с
их мировоззренческими и культурными потребностями;
 привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроках предметов и явлений, инициирование обсуждений, высказываний
своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым
событиям, явлениям, лицам;
 применение интерактивных форм учебной работы: интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию; дидактического театра, где знания
обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, дающих возможность
приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая
учит командной работе и взаимодействию, игровых методик;
 побуждение обучающихся соблюдать на уроке нормы поведения, правила
общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу школы,
установление и поддержка доброжелательной атмосферы;
 организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся
над неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
 инициирование и поддержка исследовательской деятельности в форме
индивидуальных и групповых проектов, что дает возможность приобрести
навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и
оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям,
публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
2.2.5. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам
воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность,
трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам - предоставляет
широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что
готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и подростковых
24

классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность,
детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться
(посредством введения функции педагога-куратора) в детско- взрослое
самоуправление.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом.
На уровне школы:
 через деятельность выборного Совета ученического самоуправления
(далее - СУС), создаваемого для учета мнения школьников по вопросам
управления образовательной организацией и принятия административных
решений, затрагивающих их права и законные интересы. СУС вправе исполнять
функции представительного органа, целью которого является учет мнения
учащихся при принятии локальных нормативных актов МАОУ СОШ № 27,
затрагивающих их интересы. Решения СУС являются правомочными, если на
заседании присутствовало не менее двух третей членов СУСа и, если за него
проголосовало простое большинство от числа присутствующих членов
указанного совета старшеклассников. Решения, принятые СУС, в обязательном
порядке доводятся до членов всех классных коллективов. СУС отвечает за
проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций
соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.;
На уровне классов:
• через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся
класса лидеров (например, старост, дежурных командиров), представляющих
интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его
работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных
руководителей;
• через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за
различныенаправления работы класса (например: штаб спортивных дел, штаб
творческих дел, штаб работы с младшими ребятами, вожатые);
• через организацию на принципах самоуправления жизни детских
групп,отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую
• через систему распределяемых среди участников ответственных
должностей.
На индивидуальном уровне:
• через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение
и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
• через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую
роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за
классной комнатой, комнатными растениями, оформление классного уголка,
25

оформление классной летописи и т.п.
2.2.6. Модуль « Предметно-пространственная среда»
Реализация воспитательного потенциала предметно- пространственной
среды может предусматривать совместную деятельность педагогов,
обучающихся, других участников образовательных отношений по её созданию,
поддержанию, использованию в воспитательном процессе :

оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в
общеобразовательную организацию государственной символикой Российской
Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования
(флаг, герб), изображениями символики Российского государства в разные
периоды тысячелетней истории, исторической символики региона;

организацию и проведение церемоний поднятия (спуска)
государственного флага Российской Федерации;

размещение карт России, регионов, муниципальных образований
(современных и исторических, точных и стилизованных, географических,
природных, культурологических, художественно оформленных, в том числе
материалами, подготовленными обучающимися) с изображениями значимых
культурных объектов местности, региона, России, памятных исторических,
гражданских, народных, религиозных мест почитания, портретов выдающихся
государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства,
искусства, военных, героев и защитников Отечества;

изготовление, размещение, обновление художественных изображений
(символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео)
природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта,
духовной культуры народов России;

организацию и поддержание в общеобразовательной организации
звукового пространства позитивной духовно-нравственной, гражданскопатриотической воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка,
информационные сообщения), исполнение гимна Российской Федерации;

разработку,
оформление,
поддержание,
использование
в
воспитательном процессе «мест гражданского почитания» в помещениях
общеобразовательной организации или на прилегающей территории для
общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий в истории России;
мемориалов
воинской
славы,
памятников,
памятных
досок
в
общеобразовательной организации;

оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях
(холл первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной
форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического,
26

духовно-нравственного содержания, фотоотчёты об интересных событиях,
поздравления педагогов и обучающихся и т. п.;

разработку и популяризацию символики общеобразовательной
организации (эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и т.
п.), используемой как повседневно, так и в торжественные моменты;

подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций
творческих
работ
обучающихся
в
разных
предметных
областях,
демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга;

поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в
общеобразовательной организации, доступных и безопасных рекреационных
зон, озеленение территории при общеобразовательной организации;

разработку, оформление, поддержание и использование игровых
пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;

создание и поддержание в вестибюле или библиотеке стеллажей
свободного книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут
выставлять для общего использования свои книги, брать для чтения другие;

деятельность классных руководителей вместе с обучающимися, их
родителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий,
пришкольной территории;

разработку и оформление пространств проведения значимых событий,
праздников, церемоний, торжественных линеек,
творческих вечеров
(событийный дизайн);

разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций
и др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания
ценностях, правилах, традициях, укладе общеобразовательной организации,
актуальных вопросах профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная
для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
2.2.7. Модуль «Профориентация»
Совместная
деятельность
педагогов
и
школьников
по
направлению «профориентация» включает в себя профессиональное
просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам
профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача
совместной деятельности педагога и ребенка - подготовить школьника к
осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая
профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность
школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное
27

самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире,
охватывающий
не
только
профессиональную,
но
и
внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа
осуществляется через:
• циклы профориентационных часов общения, направленных на
подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
• профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение
кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять
определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий,
о способах выбора профессий;
• экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы людей,
представляющих эти профессии;
• посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий,
тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней
открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
• совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных
выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования,
прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям
образования;
• участие в городском проекте «ТОЧКА ОПОРЫ» совместно с ПАО «ТАМЕТ»;
• участие в работе всероссийских профориентационных проектов,
созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных
задач, участие в мастер классах, посещение открытых уроков– онлайн - уроки
финансовой грамотности (регистрация пользователей на платформе проекта
«Билет в будущее»-6-11 классы; тестирование на платформе проекта «Билет в
будущее», Всероссийские открытые уроки на портале «ПроеКТОриЯ» -611классы);
• индивидуальные консультации психолога для школьников и их
родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных
индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе
выбора ими профессии;
• освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по
выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в
рамках курсов дополнительного образования.

28

2.2.8. Модуль «Взаимодействие с родителями (законными
представителями)»
Реализация воспитательного потенциала работы с родителями (законными
представителями) предусматривает:
- создание и работу родительского комитета, участвующего в управлении
классом и школой;
- родительские собрания в классах, общешкольные собрания;
- родительские дни, в которые родители могут посещать уроки и внеурочные
занятия;
- работу семейных клубов, предоставляющих родителям, педагогам и
обучающимся площадку для совместного досуга и общения, родительских
гостиных с обсуждением актуальных вопросов воспитания, круглые столы с
приглашением специалистов;
- семейный всеобуч, на котором родители могут получать советы по
вопросам воспитания, консультации психологов, врачей, социальных работников,
служителей традиционных российских религий, обмениваться опытом;
- родительские форумы при школьном интернет-сайте, интернетсообщества, группы с участием педагогов, на которых обсуждаются
интересующие родителей вопросы, согласуется совместная деятельность;
- привлечение специалистов, представителей государственных органов, по
запросу родителей, для решения проблемных и конфликтных ситуаций;
- участие родителей в психолого-педагогических консилиумах, собираемых
в острых проблемных ситуациях, связанных с обучением и воспитанием
конкретного обучающегося, групп обучающихся;
- привлечение, помощь со стороны родителей в подготовке и проведении
классных и общешкольных мероприятий воспитательной направленности.
2.2.9. Модуль «Внешкольные мероприятия»
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятий
предусматривает:
 внешкольные
тематические
мероприятия
воспитательной
направленности, организуемые педагогами, по изучаемым учебным предметам,
курсам, модулям;
 организуемые в классах классными руководителями, в том числе
совместно с родителями (законными представителями) обучающихся, экскурсии,
походы выходного дня: в музей, картинную галерею, технопарк, на предприятие,
природу и др.
 литературные, исторические, экологические походы, экспедиции,
организуемые педагогами, в том числе совместно с родителями (законными
29

представителями) обучающихся, для изучения историко-культурных мест,
событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и
писателей, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны;
 выездные события, включающие в себя комплекс коллективных
творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность,
характеризующаяся доверительными взаимоотношениями, ответственным
отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта;
 внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с
социальными партнерами школы, с привлечением обучающихся к их
планированию, организации, проведению, анализу проведенного мероприятия.
2.2.10. Модуль «Профилактика и безопасность»
Профилактика девиантного поведения обучающихся, конфликтов между
обучающимися, обучающимися и педагогами – направление деятельности в
школе, целью которого является создание условий для успешного формирования
и развития личностных ресурсов, способствующих преодолению различных
трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости
участников образовательных отношений в школе к неблагоприятным факторам.
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в
целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в школе
предусматривает:
 целенаправленную работу педагогического коллектива по созданию в
школе эффективной профилактической среды обеспечения безопасности
жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
 регулярное проведение исследований, мониторинга рисков безопасности
и ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое
сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное
поведение, зависимости и др.);
 проведение коррекционной работы с обучающимся групп риска силами
педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов
(психологов,
конфликтологов,
работников
социальных
служб,
правоохранительных органов, опеки и т.д.);
 разработку и реализацию в школе профилактических программ,
направленных на работу как с девиантными обучающимися, так и с их
окружением, сообществами класса, сверстников, школы в целом, организацию
межведомственного взаимодействия;
 вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты,
программы профилактической направленности социальных и природных рисков,
реализуемые в школе и в социокультурном окружении с обучающимися,
30

педагогами, родителями (антиалкогольные, против курения, безопасность в
цифровой среде, вовлечение в деструктивные группы в социальных сетях,
деструктивные молодежные, религиозные объединения, культы, субкультуры,
безопасность дорожного движения, противопожарная безопасность, гражданская
оборона, антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и т.д.);
 организацию превентивной работы со сценариями социально
одобряемого поведения, развитие у обучающихся навыков саморефлексии,
самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению;
 поддержку инициатив обучающихся, педагогов в сфере укрепления
безопасности жизнедеятельности в школе, профилактики правонарушений,
девиаций, организация деятельности, альтернативной девиантному поведению –
познание (путешествия), испытание себя (походы, спорт), значимое общение,
любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиознодуховная, благотворительная, искусство и др.);
 предупреждение, профилактика и целенаправленная деятельность в
случаях появления, расширения, влияния в школе маргинальных групп
обучающихся
(оставивших
обучение,
криминальной
направленности,
агрессивного поведения и др.);
 поддержка и профилактика расширения групп детей, семей обучающихся,
требующих специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения
(слабоуспевающих,
социально
запущенные,
осужденные,
социально
неадаптированные дети-мигранты и т.д.).
2.2.11 Модуль «Социальное партнёрство»
Реализация воспитательного потенциала социального партнёрства может
предусматривать):

участие представителей организаций-партнёров, в том числе в
соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных
мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана
воспитательной работы (дни открытых дверей, государственные, региональные,
школьные праздники, торжественные мероприятия и т. п.);

участие представителей организаций-партнёров в проведении
отдельных уроков, внеурочных занятий, внешкольных мероприятий
соответствующей тематической направленности;

проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков,
занятий, внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;

открытые дискуссионные площадки (детские, педагогические,
родительские, совместные) с представителями организаций-партнёров для
обсуждений актуальных проблем, касающихся жизни общеобразовательной
31

организации, муниципального образования, региона, страны;

социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые
обучающимися,
педагогами
с
организациями-партнёрами
благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т. д.
направленности, ориентированные на воспитание обучающихся, преобразование
окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.
2.2.12. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующие на базе школы детские общественные объединения – это
добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по
инициативе обучающихся и взрослых, объединившихся на основе общности
интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного
объединения. Его правовой основой является Федеральный закон от 19.05.1995
№ 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ст. 5). Воспитание в детском
общественном объединении осуществляется через:






утверждение и последовательную реализацию в детском общественном
объединении демократических процедур (выборы руководящих органов
объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения;
ротация состава выборных органов и т. п.), дающих обучающемуся возможность
получить социально значимый опыт гражданского поведения;
организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся возможность
получить важный для их личностного развития опыт деятельности,
направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом;
развить в себе такие качества, как забота, уважение, умение сопереживать,
умение общаться, слушать и слышать других. Такими делами могут являться:
посильная помощь, оказываемая обучающимися пожилым людям; совместная
работа с учреждениями социальной сферы (проведение культурнопросветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих
учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т. п.);
участие обучающихся в работе на прилегающей к гимназии территории (работа в
пришкольном саду, уход за деревьями и кустарниками, благоустройство клумб)
и др.;
рекламные мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации
деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых
участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т. п.);
Первичное отделение Общероссийской общественно-государственной детскоюношеской организации – Российское движение детей и молодёжи «Движение
первых» – общероссийская общественно-государственная детско-молодёжная
организация. Образовано Учредительным собранием 20 июля 2022 года. Создано
в соответствии с Федеральным законом «О российском движении детей и
молодежи» от 14.07.2022 N 261-ФЗ. Ориентирована на формирование
социальной активности, культуры, качеств личности у детей подросткового
32

возраста на основе их группового взаимодействия. Деятельность школьного
отделения РДДМ направлена на воспитание подрастающего поколения, развитие
детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга и
занятости обучающихся. Участником школьного отделения РДДМ может стать
любой ученик старше 8 лет. Дети и родители самостоятельно принимают
решение об участии в проектах РДДМ. Подростки получают навыки
эффективного взаимодействия в команде, построения отношений с другими
людьми, проявляют себя в решении групповых задач, делают осознанный выбор,
способны понять свою роль в обществе.
Одно из направлений РДДМ «Движение первых» – программа
«Орлята России» – уникальный проект, направленный на развитие социальной
активности школьников младших классов в рамкам патриотического воспитания
граждан РФ. Участниками программы «Орлята России» становятся не только
дети, но и педагоги, родители, ученики-наставники из старших классов. В
содружестве и сотворчестве ребята и взрослые проходят образовательные треки,
выполняют задания, получая уникальный опыт командной работы, где «один за
всех и все за одного». Обучающиеся принимают участие в мероприятиях и
Всероссийских акциях «Дней единых действий» в таких как: День знаний, День
туризма, День учителя, День народного единства, День матери, День героев
Отечества, День Конституции РФ, Международный день книгодарения, День
защитника Отечества, День космонавтики, Международный женский день, День
счастья, День смеха, День Победы, День защиты детей.
Программа «Юнармия», также является направлением РДДМ «Движение
первых». Юнармейские отряды создаются с целью разностороннего военнопатриотического, гражданского, нравственного воспитания и совершенствования
личности детей и подростков, сохранение и приумножение патриотических
традиций, формирование у молодежи готовности и практической способности к
выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите
Отечества, формирование сплоченного и дружного коллектива.
Основными задачами являются:
– воспитание у молодежи высокой гражданско-социальной активности,
патриотизма, приверженности идеям интернационализма, противодействия
идеологии экстремизма;
– изучение истории страны и военно-исторического наследия Отечества,
развитие краеведения, расширение знаний об истории и выдающихся людях
«малой» Родины; – развитие в молодежной среде ответственности, принципов
33

коллективизма, системы нравственных установок личности на основе присущей
российскому обществу системы ценностей;
– формирование положительной мотивации у молодых людей к прохождению
военной службы и подготовке юношей к службе в Вооруженных Силах
Российской Федерации;
– укрепление физической закалки и физической выносливости;
– активное приобщение
техническому творчеству;

молодежи

к

военно-техническим

знаниям

и

– стимулирование потребности в самообразовании и самосовершенствовании.
Проблема патриотического воспитания приобретает новые характеристики и
соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного
процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления
личности учащихся.
2.2.13. Модуль «Школьное медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых разновозрастными
обучающимися и педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео
информации)
–
развитие
коммуникативной
культуры
школьников,
формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой
самореализации учащихся.
Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках различных
видов и форм деятельности:




библиотечные уроки – вид деятельности по формированию информационной
культуры личности учащегося, подготовке ребенка к продуктивной
самостоятельной работе с источниками информации. Используемые формы:
традиционные формы виртуальные экскурсии и путешествия по страницам книг,
тематические уроки – обзоры, уроки – персоналии, интеллектуальные турниры,
библиографические игры, литературные путешествия, конференции с
элементами игровой деятельности. Также применяется и нестандартные формы
урок-информация, урок-размышление, урок – диспут, урок-презентация, уроквидео-путешествие.
школьный медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа
информационно-технической поддержки школьных мероприятий,
осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных
праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, вечеров.
34





разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и
консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через
школьную газету и телеграмм) наиболее интересных моментов жизни школы,
популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности
органов ученического самоуправления;
школьная интернет-группа «МАОУ СОШ № 27» – разновозрастное
сообщество школьников и педагогов, поддерживающее интернет-сайт школы и
соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения деятельности
образовательной организации в информационном пространстве, привлечения
внимания общественности к школе, информационного продвижения ценностей
школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми,
учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы
вопросы.

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1

Кадровое обеспечение

Общая численность педагогических работников - 58 .
В школе 33 класса, в которых работают 33 классных руководителя.
Кадровая обеспеченность воспитательного процесса:
- заместитель директора по УВР;
- заместитель директора по ВР;
- советник директора по воспитательной работе;
- руководитель методического объединения классных руководителей;
- педагог-психолог;
- педагог-логопед;
- классные руководители;
- педагоги дополнительного образования.
Педагог являет собой всегда главный для обучающихся пример
нравственного и гражданского личностного поведения. В школе создано
методическое объединение классных руководителей, которое помогает учителям
школы разобраться в нормативно-правовой базе в потоке информации,
обеспечивающей успешный воспитательный процесс.
Совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров по
вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, один из
35

главных вопросов в реализации рабочей программы воспитания. Мероприятия
по подготовке кадров:
–
сопровождение молодых педагогических работников, вновь поступивших
на работу педагогических работников (работа школы наставничества);
–
индивидуальная работа с педагогическими работниками по запросам (в
том числе и по вопросам классного руководства);
–

контроль оформления учебно-педагогической документации;

– проведение конференций, «круглых столов», семинаров по педагогическим и
другим проблемам духовно-нравственного воспитания и просвещения
обучающихся;
–
участие в постоянно действующих учебных курсах, семинарах по вопросам
воспитания;
– участие в работе городских и региональных методических объединений
представление опыта работы школы;
– участие в работе постоянно действующего методического семинара по
духовно-нравственному воспитанию.
С 2022 г. в школе введена должность Советника директора по
воспитательной работе по инициативе Министерства просвещения в рамках
проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ».
В педагогическом плане среди базовых национальных ценностей
необходимо установить одну важнейшую, системообразующую, дающую жизнь
в душе детей всем другим ценностям — ценность Учителя.

3.2

Нормативно-методическое обеспечение

С 2022 года в соответствии с принятыми поправками к федеральному
закону № 273 «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся определена система организации воспитательной
работы в сфере образования.
1.
Федеральный закон от 14.07.2022 года № 298-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон« Об образовании в Российской Федерации».
2.
Письмо «О внедрении примерной программы воспитания».
3.
Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных
36

организаций, одобренная решением федерального учебно- методического
объединения по общему образованию (протокол от 23.06.2022 № 322).
Содержание нормативно - методического обеспечения как вида ресурсного
обеспечения реализации программы воспитания в школе включает локальные
акты МАОУ СОШ № 27:
- Основная образовательная программа МАОУ СОШ № 27 на 2020-2025
учебный год;
- План работы и календарный учебный график на текущий учебный год;
- Рабочая программа воспитания МАОУ СОШ № 27 на 2022-2025 учебный
год.
Ссылка на размещение локальных нормативных актов, в которые вносятся
изменения в связи с утверждением рабочей программы
воспитания:
https://t27school.ru/сведения-об-образовательной-организ/документы/
3.3
Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями
В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые
образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, из
социально уязвимых групп (например, воспитанники детских домов, из семей
мигрантов, билингвы и др.), одарённых, с отклоняющимся поведением, —
создаются особые условия (описываются эти условия).
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями являются:

налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с
окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в
общеобразовательной организации;

формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их
семьям со стороны всех участников образовательных отношений;

построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;

обеспечение
психолого-педагогической
поддержки
семей
обучающихся,
содействие
повышению
уровня
их
педагогической,
психологической, медико-социальной компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями необходимо ориентироваться на:
–
формирование личности ребёнка с особыми образовательными
потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или)
психическому состоянию методов воспитания;
–
создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
37

обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с
использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических
приёмов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагоговпсихологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;
–
личностно-ориентированный подход в организации всех видов
деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.
3.4
Система поощрения социальной успешности и проявлений
активной жизненной позиции обучающихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешности обучающихся призвана способствовать формированию у
обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность,
максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях.
Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной
успешности обучающихся строится на принципах:
 публичности,
открытости
поощрений
(информирование
всех
обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии
значительного числа обучающихся);
 соответствия
артефактов
и
процедур
награждения
укладу
общеобразовательной организации, качеству воспитывающей среды, символике
общеобразовательной организации;
 прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях,
неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе,
соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);
 регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в
поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и т. п.);
 сочетания
индивидуального
и
коллективного
поощрения
(использование индивидуальных и коллективных наград даёт возможность
стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся,
преодолевать
межличностные
противоречия
между
обучающимися,
получившими и не получившими награды);
 привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях
родителей
(законных
представителей)
обучающихся,
представителей
родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учётом
наличия ученического самоуправления), сторонних организаций, их статусных
представителей;
 дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград
позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции обучающихся
38

и социальной успешности (формы могут быть изменены, их состав расширен):
индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги, благотворительная
поддержка.
Ведение портфолио — деятельность обучающихся при её организации и
регулярном поощрении классными руководителями, поддержке родителями
(законными представителями) по собиранию (накоплению) артефактов,
фиксирующих и символизирующих достижения обучающегося.
Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений,
достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма,
фотографии призов, фото изделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т.
д.). Кроме индивидуального портфолио, возможно ведение портфолио класса.
Рейтинг — размещение имен обучающихся или названий групп в
последовательности, определяемой их успешностью, достижениями в чём- либо.
Благотворительная поддержка обучающихся, групп обучающихся (классов
и др.) может заключаться в материальной поддержке проведения в
общеобразовательной организации воспитательных дел, мероприятий,
проведения внешкольных мероприятий, различных форм совместной
деятельности воспитательной направленности, в индивидуальной поддержке
нуждающихся в помощи обучающихся, семей, педагогических работников.

39

Благотворительность
предусматривает
благотворителей и их деятельности.
3.5
Анализ воспитательного процесса

публичную

презентацию

Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с
целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными результатами
обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего
общего образования, установленными соответствующими ФГОС.
Основным
методом
анализа
воспитательного
процесса
в
общеобразовательной
организации
является
ежегодный
самоанализ
воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего
их решения, с привлечением (при необходимости) внешних экспертов,
специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в
календарный план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:


взаимное уважение всех участников образовательных отношений;


приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на
изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких
как сохранение уклада общеобразовательной организации, качество
воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль
общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями;

развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на
использование результатов анализа для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и
задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного
подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися,
коллегами, социальными партнёрами);

распределённая ответственность за результаты личностного развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие — это
результат как организованного социального воспитания, в котором
общеобразовательная организация участвует наряду с другими социальными
институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
1.
Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем
40

директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию,
педагогом-психологом, социальным педагогом, при наличии) с последующим
обсуждением результатов на методическом объединении классных
руководителей или педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое
наблюдение. Внимание педагогов сосредоточивается на вопросах: какие
проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за
прошедший учебный год; какие проблемы, затруднения решить не удалось и
почему; какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит
работать педагогическому коллективу.
2.
Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием на основе
которого осуществляется данный анализ является
наличие интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей
совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе
(советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, классными
руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей)
обучающихся, актива совета обучающихся. Способами получения информации о
состоянии
организуемой
совместной
деятельности
обучающихся
и
педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с
обучающимися
и
их
родителями
(законными
представителями),
педагогическими работниками, представителями совета обучающихся.
Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных
руководителей или педагогическом совете. Внимание сосредоточивается на
вопросах, связанных с качеством:
 реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;


организуемой внеурочной деятельности обучающихся;



деятельности классных руководителей и их классов;



проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;



внешкольных мероприятий;



создания и поддержки предметно-пространственной среды;



взаимодействия с родительским сообществом;



деятельности ученического самоуправления;



деятельности по профилактике и безопасности;
41



реализации потенциала социального партнёрства;



деятельности по профориентации обучающихся;

Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над
решением которых предстоит работать педагогическому коллективу. Итоги
самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого заместителем директора
по воспитательной работе (совместно с советником директора по
воспитательной работе) в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются
педагогическим советом или иным коллегиальным органом управления в
общеобразовательной организации.

42


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».