РП юные художники

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Управление образования города Таганрога
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 27
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического совета
МАОУ СОШ № 27
(протокол от 30.08.2023 № 1)

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ СОШ № 27
от 04.09.2023 № 108

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Юные художники»
художественно-эстетическая творческая деятельность
Уровень образования
Классы

Начальное общее образование
1-4

Срок реализации

4 года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования
(2021). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет
общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами курса в
соответствии с целями внеурочной деятельности, которые определены стандартом.
Основная цель программы – приобщение через изобразительное творчество к
искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и
созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Задачи:
1.Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру
через художественное творчество.
2.Развитие творческих способностей, фантазии и воображения, образного
мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приёмов и решений в
реализации творческих идей.
3.Освоение практических приёмов и навыков изобразительного мастерства
(рисунка, живописи и композиции).
В целом, занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому
развитию личности ребёнка, раскрытию творческих способностей, решению задач
трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к
творчеству.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Освоение детьми программы внеурочной деятельности по художественноэстетическому направлению «Юный художник» рассчитано на достижение
комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение
выпускниками начальной школы личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Личностные результаты:
 учебно – познавательный интерес к изобразительному искусству;
 толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных
ценностей и духовных традиций
 навык самостоятельной работы и работы в группе, при выполнении
практических творческих работ;
 ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
 самооценка на основе критерия успешности деятельности;
 трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу,
инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к
чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:

 устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
 осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство
как значимую сферу человеческой жизни;
 возможности реализовывать творческий потенциал в собственной
художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и
самоопределение личности на эстетическом уровне;
 эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознанию
системы общечеловеческих ценностей.
Метапредметные результаты:
 выбирать
художественные
материалы,
средства
художественной
выразительности для создания творческих работ. Решать художественные
задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах
действий;
 учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать
свои действия;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой
деятельностью;
 адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;
 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
оценки и характера сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
 осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и
способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
 самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и
в конце действия.
 пользоваться средствами выразительности языка изобразительного искусства,
декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования;
 моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации
известного создавать новые образы средствами изобразительного творчества.
 осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств
массовой информации;
 отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность
реализации собственного или предложенного замысла;
Предметные результаты
Главным результатом реализации программы является создание каждым
ребёнком своего оригинального продукта. Главным критерием оценки ученика
является не столько талантливость, сколько его способность трудиться, упорно
добиваться достижения нужного результата. В процессе усвоения программных
требований дети получают допрофессиональную подготовку, наиболее одарённые –
возможность обучения в специальных учебных заведениях.
Обучающиеся научатся:
 различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись,
скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественно-творческой
деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы
работы с ними для передачи собственного замысла;

 объяснять значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация,
аппликация, коллаж, флористика, гончар;
 узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных
мастеров;
 различать основные и смешанные, тёплые и холодные цвета, изменять их
эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной
красками,
использовать их для передачи художественного замысла в
собственной учебно-творческой деятельности;
 особенности построения орнамента и его значение в образе художественной
вещи;
 знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими
инструментами, способы и приёмы обработки различных материалов;
 организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой;
ножницами;
 передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
 составлять композиции с учётом замысла;
 конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования,
сминания, сгибания;
 конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
 конструировать из природных материалов;
 пользоваться простейшими приёмами лепки.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на
плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на
плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная
деятельность с использованием различных художественных материалов;
 участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные
художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи
собственного замысла;
 приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах
искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и
народные формы искусства;
 развивать фантазию, воображение;
 приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
 научиться анализировать произведения искусства;
 приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения
растений и животных;
 приобрести навыки общения через выражение художественного смысла,
выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой
художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и
творчества своих товарищей.
Формы и методы проведения занятий:
 индивидуальная и групповая работа,
 практическая работа,
 беседы,
 познавательные игры,
 конкурсы,

 компьютерные презентации.
 занятия — вариации,
 занятия — творческие портреты, импровизации,
 занятия — образы по сценарию со специальной подготовкой детей,
 занятия — праздники,
 занятия — эксперименты.
Дополнительно (деятельность вне занятий)
участие в мероприятиях различных уровней: праздники, концерты, конкурсы
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(с указанием форм организации и видов деятельности)
«Что могут краски?»
Введение в курс занятий. Условия безопасной работы. Организация рабочего
места. Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок.
Рассказывание сказки о красках с практическим показом.
Знакомство со спектром. Рассказ о природном явлении радуге, показ рисования
радуги. Акварель. Отработка приема рисования кругов в разных направлениях.
Плавное движение. Раскрасить приемом «размыть пятно».
Знакомство с теплыми и холодными цветами. Умение выполнять рисунок только
в теплых или только в холодных цветах. Знакомство с теплыми и холодными
цветами. Умение выполнять рисунок только в теплых или только в холодных цветах.
«Живопись»
Знакомство с различными видами красок и кистей для рисования. Ознакомление с
произведениями современных художников России.
«Жанры -пейзаж, портрет, натюрморт»
Знакомство с жанрами изобразительного искусства. Заочная экскурсия по
Третьяковской галерее. Восприятие художественных произведений. Беседа о
передаче чувств через иллюстративный материал.
«Натюрморт»
Знакомство с жанром натюрморта. Как рисовать натюрморт?
Умение отличать натюрморт от других жанров изобразительного искусства.
Рисование фруктов и овощей с натуры.
«Пейзаж»
Экскурсии. Умение видеть прекрасное, любить родную природу. Родные
просторы в произведениях русских художников поэтов. Рисование на основе
наблюдений или по представлению.
Знакомство с жанром пейзажа. Умение рисовать пейзаж и отличать его от других
жанров изобразительного искусства. Беседа по иллюстрациям. Характер деревьев.
Рисование весенних цветов. Рисование весеннего пейзажа. Изобразительные
свойства гуаши.
«Портрет»
Знакомство с жанром портрета. Умение отличать портрет от других жанров
изобразительного искусства. Как рисовать портрет? Рисование пропорций
человеческого лица. Фигура человека в одежде.
«Рисуем животных»
Рисование домашних животных. Умение рисовать пропорции тела животных.
«Сказочно – былинный жанр»

Знакомство со сказочно – былинным жанром изобразительного искусства.
Умение отличать сказочно – былинный жанр от других жанров изобразительного
искусства.
«Рисуем сказку»
Рисование любимых сказок и сказочных героев.
«Орнаментальная композиция»
Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые, линии красоты, зигзаг.
Организация плоскости. Композиция в круге. Эскиз монохромной декоративной
росписи. Освоение приёма – кистевая роспись. Выполнение орнамента из различных
геометрических фигур. Составление панно.
«Декоративно-прикладное искусство»
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России.
Просмотр презентаций «Народные игрушки», «Народные промыслы России».
Русская народная живопись. Разучивание элементов росписи. Роспись игрушек в
традиционных техниках. Составление и рисование узоров из элементов Гжели,
Хохломы, Жостовской росписи. Знакомство с традиционным русским промыслом Полхов-Майдан. Разучивание элементов росписи. Самостоятельное составление
узоров майданской росписи, закрепление навыка кистевых мазков. Знакомство с
традиционным русским промыслом - «Городецкая роспись». Цветы, петух, «дерево
жизни», купавка и др. Поэтапное выполнение и варианты узоров Городца.
Знакомство с традиционными русскими промыслами - Филимоново, Дымково,
Абашево. Организация лепки фигур из теста и глины. Рисование орнамента, узор
(папье-маше). Самостоятельная роспись игрушек из соленого теста. Выполнение
узора на предметах декоративно-прикладного искусства. Выполнение растительных
и геометрических узоров по образцам. Составление красочной народной росписи в
украшении одежды. Выполнение эскиза русского народного костюма. Выполнение
росписи наряда матрёшки по образцам.
«Что такое дизайн? Основы дизайна»
Что такое дизайн? Основы дизайна. Дизайнерское оформление работ. Знакомство
с различными гарнитурами шрифтов. Искусство оформления книги.
«Тематическое рисование и оформительские работы»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№
занятия

1.
2.
3.
4.

Тема занятия
«Знакомство с королевой Кисточкой».
Условия безопасной работы.
«Что могут краски». Изобразительные свойства
акварели. Основные цвета. Смешение красок.
Основы работы с палитрой.
«Радуга над лужайкой». Знакомство со спектром.
«Тепло – холодно».
Знакомство с теплыми и холодными цветами.

Дата
Дата факт.
проведения проведения
(по плану)

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

«Бусы для куклы».
«Белое и черное». Знакомство с белой и черной красками.
Беседа на тему «Осень»
«Осень. Листопад» (акварель).
«Живопись». Знакомство с различными видами красок и
кистей для рисования.
«Жанры».
Знакомство с жанрами изобразительного искусства.
«Пейзаж».
Знакомство с жанром пейзажа.
«Грустный дождик». Образ дождя.
Ритм. Орнамент в круге (акварель)
«Экскурсия в зимний парк».
Характер деревьев (акварель).
«Узоры снежинок» (гуашь)
«Ёлочка-красавица» (акварель)
«В гостях у Деда Мороза».
«Натюрморт». Знакомство с жанром натюрморта.
«Как рисовать натюрморт». Фрукты в вазе.
«Портрет». Знакомство с жанром портрета.
«Как рисовать портрет». Рисование лица человека.
«Мамин портрет».
«Рисуем животных».
Рисование домашних животных (акварель)
«Сказочно – былинный жанр».
Знакомство со сказочно – былинным жанром
изобразительного искусства.
Рисуем былинных героев
«Рисуем сказку».
Рисование любимых сказок и сказочных героев.
Рисование любимых сказок и сказочных героев.
Рисование любимых сказок и сказочных героев.
«Экскурсия в весенний парк»
«Весенние цветы». Рисование весенних цветов.
«Весенний пейзаж» (акварель)

«Бабочки». Цветная бумага.
Рисование гуашью рыбки в аквариуме
Геометрический орнамент»
Узор из кругов и треугольников.
Орнамент в полосе из цветов и листьев
«Экзамен художника Тюбика».
Итоговое занятие.
ИТОГО 33 часа

2 класс
№
заня
тия
1.
2.
3.
4.

Тема занятия
Вводное занятие. Инструктаж по т/б
«Здравствуй, королева Кисточка и Краски!».
Викторина по ИЗО
В гостях у осени. «Осенние листья и веточки».
Изображение осеннего листа.
В гостях у осени. «Корзина с фруктами»
«Аквариумные рыбки». Акварель

Дата
Дата факт.
проведения проведения
(по плану)

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Рисуем карандашом «Интересный транспорт»
Рисование ладошками. Превращение ладошки
(дорисовывание)
«Пушистый котик (пестрая кошка)».
Рисование ватными палочками.
Понятие симметрии. Графические приемы
в изобразительном искусстве. Снежинки.
Открытка – поздравление. Творческая работа.
Ваза для мамы. Аппликация с элементами рисования
Зимующие птицы. Аппликация с элементами рисования
Сказочные домишки. Акварельная живопись.
Иллюстрация к сказке. Акварельная живопись
Новогодние игрушки.
Аппликация с элементами рисования.
Открытка (плакат) к Новому году.
Искусство портрета.
Портрет Деда «Мороза и Снегурочки».
Под куполом цирка «Такой забавный клоун».
«Геометрический орнамент».
Узор из кругов и треугольников
Узоры, которые создали люди.
Красота русских узоров.
«Цветы и травы». Ритм пятен и линий.
Узор в полосе: орнамент из цветов, листьев и бабочек.
Декоративно – прикладное искусство.
Орнамент в круге «Цветы».
Народная игрушка. Роспись шаблонов
Народная игрушка. Рисуем сами.
«Ярмарка». Посуда для куклы.
Красота народного костюма. «Русская красавица»
Праздничные краски русской матрешки.
Хохломская роспись. Разучивание элементов росписи.
«В гостях у Городецкой росписи»
Наброски кистью птиц (по образцу). Пингвины
«Перышки для сказочной птицы».
Отработка приема: надрезание.
«Узоры на крыльях» Бабочки.
Мое любимое животное.
Творческий замысел. Композиция.
Рисование на свободную тему.
ИТОГО 34 часа

3 класс
№ п/п
1
2
3
4
5

Тема занятия
Вводное занятие. Условия безопасной работы.
Ознакомление с планом работы кружка.
«Осень. Листопад». Смешение теплых цветов.
Осенний пейзаж. Рисование « по-сырому».
Рисование натюрморта: «Осенние цветы»
Изображение осеннего букета.
Рисование с натуры натюрморта:

Дата
Дата фактипроведения ческого
(по плану
проведения

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

кувшин и яблоко (карандаш)
Лепка из солёного теста:
«Корзина с грибами, овощами»
Рельеф «Корзина с цветами».
Орнамент в квадрате: «Коврик для котика». Гуашь.
Композиция в круге: «Цветы и бабочки». Гуашь.
Иллюстрация к сказке. Акварельная живопись
Великие художники - портретисты (беседа).
Учимся рисовать фигуру человека. Портрет мамы.
Зимние узоры на стекле.
«Зимние забавы»
«Терема». Сказочный терем Деда Мороза.
«Любимые герои новогодних сказок»
Народные промыслы России (презентация)
Игрушки Филимоново, Дымково, Абашево
Дымковская игрушка. Роспись шаблонов
«Голубая сказка Гжели».
Разучивание элементов росписи.
«Золотая Хохлома». Волшебные листья и ягоды.
Жостовская роспись. Простые узоры Жостова.
«Букет из цветов»
Городецкая роспись.
Цветы, петух, «дерево жизни», купавка и др.
Игрушки. Роспись.
Русская матрешка в синем уборе .
Орнамент «Чудо-платье»
Экскиз платка при помощи картофельного клеше.
Космические дали.
Набрызг, печать поролоном по трафарету.
Пейзаж и мир животных.
Рисуем птиц.
Рисование птиц «Волнистые попугайчики».
Подводный мир.
Учимся рисовать фигуру человека.
Фигура человека. Русские богатыри.
Выдающиеся русские художники –
И. Репин, И. Шишкин, И. И. Левитан, В. И. Суриков.
Творческий замысел. Композиция.
Рисование на свободную тему.
ИТОГО 34 часа
4 класс

№ п/п
1
2
3
4
5

Тема занятия
Вводное занятие. Условия безопасной работы.
Ознакомление с планом работы кружка.
Изображение осеннего букета.
«Осеннее очарование». Композиция
Рисование с натуры натюрморта:
изображение даров осени.
Осенний пейзаж. Изображение характера
березки (техника-тампование)

Дата
Дата фактипроведения ческого
(по плану
проведения

русской

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Аппликация с элементами рисования
Линия горизонта. Равномерное заполнение листа.
Изображение волшебного дерева.
Выполнение панно «В гостях у сказки».
Акварельная живопись
На балу у Золушки».
Иллюстрация к любимой авторской сказке.
Сюжетная аппликация по мотивам сказок А.С.Пушкина
Открытка - поздравление. Творческая работа. Штрих.
Зимние узоры на стекле. Снежинки.
Зимний пейзаж в произведениях художников.
Рисование по представлению «Сказочный зимний лес»
«Любимые герои новогодних сказок»
Акварельная живопись
Панно: «Ковер – самолет»
Народные промыслы России
Народная игрушка. Роспись.
Дымковская игрушка
Праздничные краски узоров дымковской игрушки.
Красота русских узоров. Городецкая роспись.
Декоративная роспись кухонной разделочной доски.
Рисуем птиц. «Узоры на крыльях».
«Синее чудо России». Роспись посуды
Жостовская роспись. «Букеты цветов на подносе».
«Золотая Хохлома». Роспись
Русская матрешка.
Праздничные краски русской матрешки.
Что такое дизайн? Основы дизайна
Искусство оформления книги. Я – иллюстратор.
Шрифты. Искусство каллиграфии.
Книжка-раскладушка. Мини-проект. Иллюстрации к
сказкам.
Мода и культура. Дизайн одежды.
Орнамент «Чудо-платье»
Родные просторы в произведениях русских художников
поэтов.
Пейзаж «Моя малая Родина – моё село»
Портрет на тему: «Герой».
Итоговое занятие. Итоговая выставка.
Обсуждение и просмотр работ.
ИТОГО 34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».