РП музыка 5-8

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Управление образования города Таганрога
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 27
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического совета
МАОУ СОШ № 27
(протокол от 30.08.2023 № 1)

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МАОУ СОШ № 27
от 04.09.2023 № 108

‌

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Музыка»
для обучающихся 5-8 классов

г.Таганрог ‌2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке на уровень основного общего образования для обучающихся 5–
8-х классов разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
 приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам — образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением
главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением
главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
 концепции преподавания предметной области «Искусство», утвержденной 24.12.2018
решением Коллегии Минпросвещения;
 федеральной образовательной программы основного общего образования,
 УМК для 5–8-х классов по музыке В.В. Алеева.
Цель программы: воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры
обучающихся через:



становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в
единстве эмоциональной и познавательной сферы;
 развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения
музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между
людьми разных эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации;
 формирование творческих способностей ребенка, развитие внутренней мотивации к
интонационно-содержательной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих практических задач:











приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт
эмоционально-эстетического переживания;
формирование понимания обучающимися социальной функции музыки, стремления понять
закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и
бытования музыки в человеческом обществе, специфики ее воздействия на человека;
формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства;
воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей;
формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального
искусства, навыков ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных
музыкальных стилей;
развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в
предметных умениях и навыках, в том числе: слушание (расширение приемов и навыков
вдумчивого, осмысленного восприятия музыки; аналитической, оценочной, рефлексивной
деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением); исполнение (пение в
различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных инструментах, опыт
исполнительской деятельности на электронных и виртуальных музыкальных инструментах);
сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции,
аранжировки, в том числе с использованием цифровых программных продуктов);

музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное
моделирование и др.); творческие проекты, музыкально-театральная деятельность
(концерты, фестивали, представления); исследовательская деятельность на материале
музыкального искусства;
 расширение культурного кругозора обучающихся, способствование накоплению
обучающимися знаний о музыке и музыкантах, достаточного для активного, осознанного
восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и
мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной музыкальной
культуре.
Реализация задач осуществляется через различные виды деятельности: слушание музыки,
пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизацию
музыкальных произведений.
В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Музыка» входит в предметную область
«Искусство», является обязательным для изучения и преподается в основной школе с 5-го по 8й класс включительно. Общий объем академических часов за четыре года – 136 часов – в
каждом классе по 1 часу в неделю, 34 часа в год.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Данная рабочая программа реализуется с помощью УМК по музыке для 5–8-х классов под
редакцией В.В. Алеева.

№

Авторы

Название

Год
издания

Издательство

Для учителя
1

Музыка. 5 класс.
Учебник

Т.И. Науменко, В.В. Алеев

2022

Вертикаль.
Дрофа

2

Искусство. Музыка.
5 класс.
Методическое
пособие

А.В. Занкова, В.В. Алеев

2022

Вертикаль.
Дрофа

<..>

<..>

<..>

<..>

<..>

Для обучающихся
1

Музыка. 5 класс.
Учебник

Т.И. Науменко, В.В. Алеев

2022

Вертикаль.
Дрофа

2

Музыка. 5 класс.
Дневник
музыкальных
размышлений

В.В. Алеев

2022

Вертикаль.
Дрофа

<..>

<..>

<..>

<..>

<..>

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Основное содержание учебного предмета «Музыка» на уровне основного общего образования
представлено следующими содержательными линиями:
1. Музыка как вид искусства.
2. Народное музыкальное творчество.
3. Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.
4. Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.
5. Русская и зарубежная музыкальная культура XX—XXI вв.
6. Современная музыкальная жизнь.
7. Значение музыки в жизни человека.
Музыка как вид искусства
Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных
построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и
характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокальноинструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы
построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатная, сюита), их
возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов
(лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и
развитие. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и
литературы в музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие связей музыки с
изобразительным искусством. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Картины
природы в музыке и в изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры,
музыки.
Народное музыкальное творчество
Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа.
Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной
музыки. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое,
соревновательное, сказительное). Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с
музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и
интонационное своеобразие музыкального фольклора разных стран.
Русская музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX—ХХ веков
Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой
музыки. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой
концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).
Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в
русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка,
М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов).
Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Духовная
музыка русских композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты
русской классической музыкальной школы.
Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIХ—XХ веков
Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной и
светской музыки в эпохи Возрождения и барокко (мадригал, фуга, месса, реквием). И.С. Бах —
выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л.
Бетховен). Творчество композиторов-романтиков (Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Шуберт,
Э. Григ). Оперный жанр в творчестве композиторов XIX в. (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные
жанры светской музыки (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка,
опера, балет). Развитие жанров светской музыки. Основные жанры светской музыки XIX в.
(соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет).

Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка,
концерт, симфония, опера, балет).
Русская и зарубежная музыкальная культура XX века
Знакомство с творчеством всемирно известных отечественных композиторов (И.Ф.
Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р.К. Щедрин, А.И. Хачатурян,
А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б.
Бриттен, А. Шенберг). Многообразие стилей в отечественной и зарубежной музыке ХХ в.
(импрессионизм). Джаз: спиричуэл, блюз, симфоджаз — наиболее яркие композиторы и
исполнители. Отечественные и зарубежные композиторы-песенники ХХ столетия.
Обобщенное представление о современной музыке, ее разнообразии и характерных
признаках. Авторская песня: прошлое и настоящее. Рок-музыка и ее отдельные направления.
Мюзикл. Электронная музыка. Современные технологии записи и воспроизведения музыки.
Современная музыкальная жизнь
Панорама современной музыкальной жизни в России и за рубежом: концерты, конкурсы и
фестивали (современной и классической музыки). Наследие выдающихся отечественных
(Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т. Спиваков, Н.Л.
Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас, Л.
Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн и др.) классической музыки. Современные выдающиеся
композиторы, вокальные исполнители и инструментальные коллективы. Всемирные центры
музыкальной культуры и музыкального образования. Может ли современная музыка
считаться классической? Классическая музыка в современных обработках.
Значение музыки в жизни человека
Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Стиль как
отражение мироощущения композитора. Воздействие музыки на человека, ее роль в
человеческом обществе. «Вечные» проблемы в творчестве композиторов. Своеобразие
видения картины мира в национальных музыкальных культурах Востока и Запада.
Преобразующая сила музыки как вида искусства.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные

Готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
1. Гражданского воспитания:
 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей;
 активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны;
 неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
 понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
 представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе;
 представление о способах противодействия коррупции;




2.





3.




4.





5.











6.








готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям,
нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях
индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое
питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернетсреде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным
эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации,
города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

7. Экологического воспитания:
 ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий
для окружающей среды;
 повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
 осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
 готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
8. Ценности научного познания:
 ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой;
 овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
 овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
Адаптация обучающихся к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

















освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих
ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость
опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том
числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том
числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей,
планировать свое развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять
операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия,
конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении
задач (далее – оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями
в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей
и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия;
воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

Метапредметные

1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;
 с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах, данных и наблюдениях;
 предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
 выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
 делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:



использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием
ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;
 проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
 оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования
(эксперимента);
 самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений;
 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах;
3) работа с информацией:



применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или
данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
 находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
 оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником или сформулированным самостоятельно;
 эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков у обучающихся.


2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:


воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения;

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать
и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
 понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
 в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
 публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта);
 самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:



понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
 уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
 планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений
и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами
команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые
штурмы и иные);
 выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
 оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
 сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению
отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.


3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ
решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать предлагаемые варианты решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
 делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:





владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
 оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:








различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:







осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных
навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

Предметные:










характеристика специфики музыки как вида искусства, значения музыки в художественной
культуре и синтетических видах творчества, взаимосвязи между разными видами искусства
на уровне общности идей, тем, художественных образов;
характеристика жанров народной и профессиональной музыки, форм музыки, характерных
черт и образцов творчества русских и зарубежных композиторов, видов оркестров и
инструментов;
умение узнавать на слух и характеризовать произведения русской и зарубежной классики,
образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
умение выразительно исполнять народные песни, песни композиторов-классиков и
современных композиторов (в хоре и индивидуально), воспроизводить мелодии
произведений инструментальных и вокальных жанров;
умение выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в
творчестве различных композиторов;
умение различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5-Й КЛАСС

Тема года «Музыка и другие виды искусства»

№
п/

Тема/раздел

Количество
академически

Количеств
о

ЭОР и ЦОР

Деятельность
учителя с

х часов,
отводимых на оценочных
освоение
процедур
темы

п

1

Музыка
рассказывает
обо всем

1

0

учетом рабочей
программы
воспитания
Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.

Установление
доверительных
отношений с
обучающимися,
способствующих
Единая
позитивному
коллекция
восприятию
цифровых
обучающимися
образовательны требований и
х ресурсов
просьб учителя,
(schoolпривлечению их
collection.edu.ru). внимания к
обсуждаемой на
<...>
уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
побуждение
обучающихся
соблюдать на
уроке
общепринятые
нормы
поведения,
правила общения
со старшими и
сверстниками,
принципы
учебной
дисциплины и
самоорганизации
;
привлечение
внимания
обучающихся к
ценностному
аспекту
изучаемых на
уроках явлений,
организация их
работы с
получаемой на
уроке социально
значимой

информацией;
включение в урок
игровых
процедур с
целью
поддержания
мотивации
обучающихся к
получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в
классе;
<...>
2

Древний союз

3

1

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.

Установление
доверительных
отношений с
обучающимися,
способствующих
Единая
позитивному
коллекция
восприятию
цифровых
обучающимися
образовательны требований и
х ресурсов
просьб учителя,
(schoolпривлечению их
collection.edu.ru). внимания к
обсуждаемой на
<...>
уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
<...>

3

Музыка и
литература.
Слово и музыка

3

1

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.

Установление
доверительных
отношений с
обучающимися,
способствующих
Единая
позитивному
коллекция
восприятию
цифровых
обучающимися
образовательны требований и
х ресурсов
просьб учителя,
(schoolпривлечению их
collection.edu.ru).

<...>

внимания к
обсуждаемой на
уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
<...>

4

Песня

3

1

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.

Установление
доверительных
отношений с
обучающимися,
способствующих
Единая
позитивному
коллекция
восприятию
цифровых
обучающимися
образовательны требований и
х ресурсов
просьб учителя,
(schoolпривлечению их
collection.edu.ru). внимания к
обсуждаемой на
<...>
уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
<...>

5

Мир русской
песни

1

1

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.

Установление
доверительных
отношений с
обучающимися,
способствующих
Единая
позитивному
коллекция
восприятию
цифровых
обучающимися
образовательны требований и
х ресурсов
просьб учителя,
(schoolпривлечению их
collection.edu.ru). внимания к
обсуждаемой на
<...>
уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
<...>

6

Песни народов
мира

1

0

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.

Установление
доверительных
отношений с
обучающимися,
способствующих
Единая
позитивному
коллекция
восприятию
цифровых
обучающимися
образовательны требований и
х ресурсов
просьб учителя,
(schoolпривлечению их
collection.edu.ru). внимания к
обсуждаемой на
<...>
уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
<...>

7

Романс

2

1

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.

Установление
доверительных
отношений с
обучающимися,
способствующих
Единая
позитивному
коллекция
восприятию
цифровых
обучающимися
образовательны требований и
х ресурсов
просьб учителя,
(schoolпривлечению их
collection.edu.ru). внимания к
обсуждаемой на
<...>
уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
<...>

8

Хоровая музыка

3

0

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.

Установление
доверительных
отношений с
обучающимися,
способствующих
Единая
позитивному
коллекция
восприятию
цифровых
обучающимися
образовательны требований и

х ресурсов
(schoolcollection.edu.ru).
<...>

просьб учителя,
привлечению их
внимания к
обсуждаемой на
уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
<...>

9

Опера

2

0

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.

Установление
доверительных
отношений с
обучающимися,
способствующих
Единая
позитивному
коллекция
восприятию
цифровых
обучающимися
образовательны требований и
х ресурсов
просьб учителя,
(schoolпривлечению их
collection.edu.ru). внимания к
обсуждаемой на
<...>
уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
<...>

10 Балет

2

1

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.

Установление
доверительных
отношений с
обучающимися,
способствующих
Единая
позитивному
коллекция
восприятию
цифровых
обучающимися
образовательны требований и
х ресурсов
просьб учителя,
(schoolпривлечению их
collection.edu.ru). внимания к
обсуждаемой на
<...>
уроке
информации,
активизации их
познавательной

деятельности;
<...>
11 Музыка звучит в
литературе

2

0

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.

Установление
доверительных
отношений с
обучающимися,
способствующих
Единая
позитивному
коллекция
восприятию
цифровых
обучающимися
образовательны требований и
х ресурсов
просьб учителя,
(schoolпривлечению их
collection.edu.ru). внимания к
обсуждаемой на
<...>
уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
<...>

12 Музыка и
2
изобразительное
искусство.
Образы живописи
в музыке

1

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.

Установление
доверительных
отношений с
обучающимися,
способствующих
Единая
позитивному
коллекция
восприятию
цифровых
обучающимися
образовательны требований и
х ресурсов
просьб учителя,
(schoolпривлечению их
collection.edu.ru). внимания к
обсуждаемой на
<...>
уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
<...>

13 Музыкальный
портрет

1

0

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.

Установление
доверительных
отношений с
обучающимися,
способствующих

Единая
коллекция
цифровых
образовательны
х ресурсов
(schoolcollection.edu.ru).
<...>

позитивному
восприятию
обучающимися
требований и
просьб учителя,
привлечению их
внимания к
обсуждаемой на
уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
<...>

14 Пейзаж в музыке

3

1

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.

Установление
доверительных
отношений с
обучающимися,
способствующих
Единая
позитивному
коллекция
восприятию
цифровых
обучающимися
образовательны требований и
х ресурсов
просьб учителя,
(schoolпривлечению их
collection.edu.ru). внимания к
обсуждаемой на
<...>
уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
<...>

15 «Музыкальная
живопись» сказок
и былин

3

1

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.

Установление
доверительных
отношений с
обучающимися,
способствующих
Единая
позитивному
коллекция
восприятию
цифровых
обучающимися
образовательны требований и
х ресурсов
просьб учителя,
(schoolпривлечению их
collection.edu.ru). внимания к
обсуждаемой на
<...>
уроке

информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
<...>
16 Музыка в
2
произведениях
изобразительног
о искусства

0

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.

Установление
доверительных
отношений с
обучающимися,
способствующих
Единая
позитивному
коллекция
восприятию
цифровых
обучающимися
образовательны требований и
х ресурсов
просьб учителя,
(schoolпривлечению их
collection.edu.ru). внимания к
обсуждаемой на
<...>
уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
<...>

Итого

34

9

6-Й КЛАСС

Тема года «В чем сила музыки»

№
п/п

Тема/раздел

Количество
академических
Количество
часов,
оценочных
отводимых на
процедур
освоение
темы

1

Музыка души

1

0

ЭОР и ЦОР

Деятельность
учителя с
учетом рабочей
программы
воспитания

Электронная
Установление
форма учебника, доверительных
библиотека РЭШ. отношений с
обучающимися,
Единая коллекция способствующих
цифровых
позитивному
образовательных восприятию
ресурсов (school- обучающимися

collection.edu.ru).
<...>

требований и
просьб учителя,
привлечению их
внимания к
обсуждаемой на
уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
побуждение
обучающихся
соблюдать на
уроке
общепринятые
нормы поведения,
правила общения
со старшими и
сверстниками,
принципы
учебной
дисциплины и
самоорганизации;
привлечение
внимания
обучающихся к
ценностному
аспекту
изучаемых на
уроках явлений,
организация их
работы с
получаемой на
уроке социально
значимой
информацией;
включение в урок
игровых процедур
с целью
поддержания
мотивации
обучающихся к
получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в

классе;
<...>
2

«Тысяча
миров»
музыки

7

3

Электронная
Установление
форма учебника, доверительных
библиотека РЭШ. отношений с
обучающимися,
Единая коллекция способствующих
цифровых
позитивному
образовательных восприятию
ресурсов (school- обучающимися
collection.edu.ru). требований и
просьб учителя,
<...>
привлечению их
внимания к
обсуждаемой на
уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
<...>

3

Как создается 1
музыкальное
произведение.
Единство
музыкального
произведения

0

Электронная
Установление
форма учебника, доверительных
библиотека РЭШ. отношений с
обучающимися,
Единая коллекция способствующих
цифровых
позитивному
образовательных восприятию
ресурсов (school- обучающимися
collection.edu.ru). требований и
просьб учителя,
<...>
привлечению их
внимания к
обсуждаемой на
уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
<...>

4

Ритм

6

2

Электронная
Установление
форма учебника, доверительных
библиотека РЭШ. отношений с
обучающимися,
Единая коллекция способствующих

цифровых
образовательных
ресурсов (schoolcollection.edu.ru).
<...>

позитивному
восприятию
обучающимися
требований и
просьб учителя,
привлечению их
внимания к
обсуждаемой на
уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
<...>

5

Мелодия

3

1

Электронная
Установление
форма учебника, доверительных
библиотека РЭШ. отношений с
обучающимися,
Единая коллекция способствующих
цифровых
позитивному
образовательных восприятию
ресурсов (school- обучающимися
collection.edu.ru). требований и
просьб учителя,
<...>
привлечению их
внимания к
обсуждаемой на
уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
<...>

6

Гармония

4

1

Электронная
Установление
форма учебника, доверительных
библиотека РЭШ. отношений с
обучающимися,
Единая коллекция способствующих
цифровых
позитивному
образовательных восприятию
ресурсов (school- обучающимися
collection.edu.ru). требований и
просьб учителя,
<...>
привлечению их
внимания к
обсуждаемой на
уроке

информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
<...>
7

Полифония

2

1

Электронная
Установление
форма учебника, доверительных
библиотека РЭШ. отношений с
обучающимися,
Единая коллекция способствующих
цифровых
позитивному
образовательных восприятию
ресурсов (school- обучающимися
collection.edu.ru). требований и
просьб учителя,
<...>
привлечению их
внимания к
обсуждаемой на
уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
<...>

8

Фактура

2

0

Электронная
Установление
форма учебника, доверительных
библиотека РЭШ. отношений с
обучающимися,
Единая коллекция способствующих
цифровых
позитивному
образовательных восприятию
ресурсов (school- обучающимися
collection.edu.ru). требований и
просьб учителя,
<...>
привлечению их
внимания к
обсуждаемой на
уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
<...>

9

Тембры

3

1

Электронная
форма учебника,

Установление
доверительных

библиотека РЭШ. отношений с
обучающимися,
Единая коллекция способствующих
цифровых
позитивному
образовательных восприятию
ресурсов (school- обучающимися
collection.edu.ru). требований и
просьб учителя,
<...>
привлечению их
внимания к
обсуждаемой на
уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
<...>
10

Динамика

2

0

Электронная
Установление
форма учебника, доверительных
библиотека РЭШ. отношений с
обучающимися,
Единая коллекция способствующих
цифровых
позитивному
образовательных восприятию
ресурсов (school- обучающимися
collection.edu.ru). требований и
просьб учителя,
<...>
привлечению их
внимания к
обсуждаемой на
уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
<...>

11

Чудесная
3
тайна музыки

1

Электронная
Установление
форма учебника, доверительных
библиотека РЭШ. отношений с
обучающимися,
Единая коллекция способствующих
цифровых
позитивному
образовательных восприятию
ресурсов (school- обучающимися
collection.edu.ru). требований и
просьб учителя,
<...>
привлечению их

внимания к
обсуждаемой на
уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
<...>
Итого

34

10

7-Й КЛАСС

Тема года «Содержание и форма в музыке»

№
п/
п

1

Тема/раздел

О единстве
содержания и
формы в
художественном
произведении

Количество
академически Количеств
х часов,
о
отводимых на оценочных
освоение
процедур
темы
1

0

ЭОР и ЦОР

Деятельность
учителя с
учетом рабочей
программы
воспитания

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.

Установление
доверительных
отношений с
обучающимися,
способствующих
Единая
позитивному
коллекция
восприятию
цифровых
обучающимися
образовательны требований и
х ресурсов
просьб учителя,
(schoolпривлечению их
collection.edu.ru). внимания к
обсуждаемой на
<...>
уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
побуждение
обучающихся
соблюдать на
уроке
общепринятые
нормы
поведения,
правила

общения со
старшими и
сверстниками,
принципы
учебной
дисциплины и
самоорганизации
;
привлечение
внимания
обучающихся к
ценностному
аспекту
изучаемых на
уроках явлений,
организация их
работы с
получаемой на
уроке социально
значимой
информацией;
включение в урок
игровых
процедур с
целью
поддержания
мотивации
обучающихся к
получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в
классе;
<...>
2

Содержание в
музыке. Музыку
трудно
объяснить
словами

1

0

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.

Установление
доверительных
отношений с
обучающимися,
способствующих
Единая
позитивному
коллекция
восприятию
цифровых
обучающимися
образовательны требований и
х ресурсов
просьб учителя,
(schoolпривлечению их
collection.edu.ru). внимания к

<...>

обсуждаемой на
уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
<...>

3

В чем состоит
сущность
музыкального
содержания

2

0

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.

Установление
доверительных
отношений с
обучающимися,
способствующих
Единая
позитивному
коллекция
восприятию
цифровых
обучающимися
образовательны требований и
х ресурсов
просьб учителя,
(schoolпривлечению их
collection.edu.ru). внимания к
обсуждаемой на
<...>
уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
<...>

4

Каким бывает
музыкальное
содержание

4

1

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.

Установление
доверительных
отношений с
обучающимися,
способствующих
Единая
позитивному
коллекция
восприятию
цифровых
обучающимися
образовательны требований и
х ресурсов
просьб учителя,
(schoolпривлечению их
collection.edu.ru). внимания к
обсуждаемой на
<...>
уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
<...>

5

Музыкальный
образ

3

1

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.

Установление
доверительных
отношений с
обучающимися,
способствующих
Единая
позитивному
коллекция
восприятию
цифровых
обучающимися
образовательны требований и
х ресурсов
просьб учителя,
(schoolпривлечению их
collection.edu.ru). внимания к
обсуждаемой на
<...>
уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
<...>

6

О чем
«рассказывает»
музыкальный
жанр

4

1

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.

Установление
доверительных
отношений с
обучающимися,
способствующих
Единая
позитивному
коллекция
восприятию
цифровых
обучающимися
образовательны требований и
х ресурсов
просьб учителя,
(schoolпривлечению их
collection.edu.ru). внимания к
обсуждаемой на
<...>
уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
<...>

7

Форма в музыке.
«Сюжеты» и
«герои» в
музыкальном
произведении

1

0

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.

Установление
доверительных
отношений с
обучающимися,
способствующих
Единая
позитивному
коллекция
восприятию
цифровых
обучающимися
образовательны требований и

х ресурсов
(schoolcollection.edu.ru).
<...>

просьб учителя,
привлечению их
внимания к
обсуждаемой на
уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
<...>

8

Что такое
музыкальная
форма

2

0

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.

Установление
доверительных
отношений с
обучающимися,
способствующих
Единая
позитивному
коллекция
восприятию
цифровых
обучающимися
образовательны требований и
х ресурсов
просьб учителя,
(schoolпривлечению их
collection.edu.ru). внимания к
обсуждаемой на
<...>
уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
<...>

9

Виды
музыкальных фор
м

7

2

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.

Установление
доверительных
отношений с
обучающимися,
способствующих
Единая
позитивному
коллекция
восприятию
цифровых
обучающимися
образовательны требований и
х ресурсов
просьб учителя,
(schoolпривлечению их
collection.edu.ru). внимания к
обсуждаемой на
<...>
уроке
информации,
активизации их
познавательной

деятельности;
<...>
10 Музыкальная
драматургия

7

2

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.

Установление
доверительных
отношений с
обучающимися,
способствующих
Единая
позитивному
коллекция
восприятию
цифровых
обучающимися
образовательны требований и
х ресурсов
просьб учителя,
(schoolпривлечению их
collection.edu.ru). внимания к
обсуждаемой на
<...>
уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
<...>

Резерв – 2 часа
Итого

34

6

8-Й КЛАСС

Тема года «Традиции и современность в музыке»

№
п/п

1

Тема/раздел

Музыка
«старая» и
«новая»

Количество
академически
Количество
х часов,
оценочных
отводимых на
процедур
освоение
темы
1

0

ЭОР и ЦОР

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательны
х ресурсов

Деятельность
учителя с
учетом рабочей
программы
воспитания
Установление
доверительных
отношений с
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися
требований и
просьб учителя,

(schoolcollection.edu.ru).
<...>

привлечению их
внимания к
обсуждаемой на
уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
побуждение
обучающихся
соблюдать на
уроке
общепринятые
нормы
поведения,
правила общения
со старшими и
сверстниками,
принципы
учебной
дисциплины и
самоорганизации
;
привлечение
внимания
обучающихся к
ценностному
аспекту
изучаемых на
уроках явлений,
организация их
работы с
получаемой на
уроке социально
значимой
информацией;
включение в урок
игровых
процедур с целью
поддержания
мотивации
обучающихся к
получению
знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных
отношений в

классе;
<...>
2

Настоящая
музыка не
бывает
«старой»

1

0

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательны
х ресурсов
(schoolcollection.edu.ru).
<...>

Установление
доверительных
отношений с
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися
требований и
просьб учителя,
привлечению их
внимания к
обсуждаемой на
уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
<...>

3

Живая сила
традиции

1

0

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательны
х ресурсов
(schoolcollection.edu.ru).
<...>

Установление
доверительных
отношений с
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися
требований и
просьб учителя,
привлечению их
внимания к
обсуждаемой на
уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
<...>

4

Вечные темы в
музыке.
Сказочномифологически
е темы в

6

1

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.

Установление
доверительных
отношений с
обучающимися,
способствующих

музыке

Единая
коллекция
цифровых
образовательны
х ресурсов
(schoolcollection.edu.ru).
<...>

позитивному
восприятию
обучающимися
требований и
просьб учителя,
привлечению их
внимания к
обсуждаемой на
уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
<...>

5

Мир
человеческих
чувств

10

4

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательны
х ресурсов
(schoolcollection.edu.ru).
<...>

Установление
доверительных
отношений с
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися
требований и
просьб учителя,
привлечению их
внимания к
обсуждаемой на
уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
<...>

6

В поисках
истины и
красоты
(духовномузыкальная
традиция)

5

1

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательны
х ресурсов
(schoolcollection.edu.ru).
<...>

Установление
доверительных
отношений с
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися
требований и
просьб учителя,
привлечению их
внимания к
обсуждаемой на
уроке

информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
<...>
7

О
современности
в музыке

9

3

Электронная
форма учебника,
библиотека
РЭШ.
Единая
коллекция
цифровых
образовательны
х ресурсов
(schoolcollection.edu.ru).
<...>

Установление
доверительных
отношений с
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
обучающимися
требований и
просьб учителя,
привлечению их
внимания к
обсуждаемой на
уроке
информации,
активизации их
познавательной
деятельности;
<...>

Резерв – 1 час
Итого

34

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».